Блэк-ме́тал (англ. black — «чёрный») возник в Скандинавии и Великобритании в середине 1980-х на ранних альбомах групп Venom и Bathory. Название жанру дал альбом Venom «Black Metal» (1982), который технически был ближе к трэш/спиду, Bathory же окончательно отточили новый стиль. Особое распространение блэк-метал получил в 1990-е в Норвегии благодаря группам Mayhem, Darkthrone, Burzum, Immortal, Satyricon, которые составляют волну т. н. «традиционного норвежского блэк-метал». Этот стиль характеризуется искажённым, режущим слух «сырым» (raw) звучанием, регулярным использованием бласт-бита, что делает его достаточно близким в музыкальном плане к дэт-металу. Вокал используется «брутальный», скриминг (крик) или, реже, гроулинг (рык). Блэк-метал — один из самых идеологизированных подстилей метала. Популярными темами в блэк-метале являются сатанизм, мизантропия, оккультизм, язычество, нигилизм. Блэк-металлисты часто выступают в сценическом гриме (т. н. корпспэйнт — раскраска трупа) и/или сценических костюмах. Поджанр Симфо-блэк-метал сформировался в середине 1990-х с появлением симфоник-метала и ростом популярности его «симфонических» аранжировок. Симфо-блэк-группы добавляли в свою музыку клавишные и симфонические инструменты, записывались с певицами с «оперным» вокалом. Родоначальниками стиля стали Dimmu Borgir, Emperor и Cradle of Filth. Многие из симфо-блэк коллективов отошли от радикальной тематики и начали использовать темы фантастики, литературы ужасов или народной мифологии, особенно нордической. Примерно в то же время большое количество групп в северной и восточной Европе начали эксплуатировать тему язычества в текстах и имидже, и фолклорные аранжировки в музыке, иногда почти полностью переходя в фолк-метал, но сохраняя рычащий вокал. Стили получали название Викинг-метал или Паган-метал (языческий метал), в зависимости от тематики. Этот стиль зародился в поздних альбомах Bathory и Falkenbach, был развит Ensiferum, Finntroll, Moonsorrow, Turisas.]
P.S. разрешается обсуждение стилей как Blackned Thrash, Blakned Crust
Errare humanum est, stultum est in errore perseverare.
Хотя «Darkthrone» провозгласили, что они играют настоящий норвежский блэк-метал, начинали они все-таки с дэта. Сформированная в 1987-м, группа на следующий год сделала пару студийных демозаписей, «Land of frost» и «A new dimension». В 1989-м на свет появились еще две демки, «Thulcandra» и «Cromlech», причем последняя была записана «живьем». Записи попали на английский лейбл «Peaceville records», и в 1991-м «Darkthrone» заключили контракт с йоркширцами. В том же году суровые норвежцы под руководством продюсера Томаса Скогсберга сотворили свой первый альбом, «Soulside journey».
После этого парни конкретно занялись блэком, причем наставил их на путь истинный легендарный Евронимус. Изменение стиля вызвало и изменение антуража, в частности музыканты поменяли свои имена и фамилии на прозвища.
Так, Тед Скьеллум (гитара, вокал) стал Ноктюрно Культо, Иван Энгар (гитара) – Зефирусом, Гюльве Нагелль (ударные) – Фенризом. Кстати, в команде был еще басист Даг Нильсон, но блэковое направление его не очень вдохновляло, и он свалил после записи второго альбома.Потом Зефирус тоже ушёл и ребята остались вдвоём. Нового четырехструнщика искать не стали, а просто Скьеллум взял данные функции на себя. Чтобы нагнать больше мрачности «Darkthrone» отказались от любых интервью, и поклялись больше никогда не выступать живьем. В 1993-м группа выпустила альбом «Under A Funeral Moon», по странному стечению обстоятельств предваривший серию поджогов церквей.
На следующий год Фенриз занялся проектом «Isengard», записав с ним диск «Vinterskugge». Однако свою основную команду барабанщик не оставил, и в том же году «Darkthrone» подготовили четвертый альбом.
«Transilvanian Hunger» многие торговцы отказывались брать в дистрибуцию из-за надписи «Norsk Arisk Black Metal», ссылаясь на то, что в ней якобы содержится пропаганда фашизма. Руководству «Peaceville» такой оборот дела пришелся не по душе, и оно отказалось от дальнейшего сотрудничества с группой. Дарктроновцев сей факт, похоже, не очень огорчил, и они перебрались под крышу «Moonfog», которым заведовал Сатир из «Satyricon». На этом лейбле «Darkthrone» дебютировали с альбомом «Panzerfaust». После выхода «Total death» коллектив наконец-то сподобился выдать на суд слушателей сборник своих ранних вещей из дэтовых времен, планировавшийся к изданию еще в 1991 году.
Ежегодный выпуск свежих альбомов группы наладился с 1999 года. Кстати, музыканты «Darkthrone» (а в особенности Фенриз) успевали отвлекаться на сторонние проекты, и в блэкушной среде их очень уважали. Подтверждением сего факта стал выпуск трибьютной пластинки «Darkthrone holy darkthrone», в записи которой приняли участие такие коллективы как «Immortal», «Satyricon» и «Emperor».
В 2005 году группа выпустила альбом The Cult Is Alive, который уже не вписывался в предыдущие - на нём было сильное влияние краст-панка. В последующих трёх альбомов группа полностью отошла от блэка и стала исполнять спид-метал с сильным налётом краст-панка.
Текущий состав: Fenriz (Гюльве Нагелль) — ударные и вокал Nocturno Culto (Тед Скьеллум) — гитара, бас и вокал (в 1996 году играл в Satyricon под псевдонимом Kveldulv)
Burzum - норвежский музыкальный проект, образованный Варгом Викернесом (Varg Vikernes). В 1987 году Варг создал группу Kalashnikov (названную так в честь русского автомата), позже переименованную в Uruk-Hai, которая потом распалась. Burzum как таковой родился в городе Берген, в 1991 году как «ансамбль одного человека». Викернес утверждает, что некоторые элементы музыки были заимствованы из творчества Uruk-Hai. Музыка и лирика раннего Burzum создавалась под определённым влиянием произведений Толкиена.
Как название проекта, так и ранний псевдоним Викернеса «Граф Гришнак» (англ. «Count Grishnackh») взяты из «Властелина Колец». Слово «Burzum» присутствует в надписи на Кольце Всевластья и означает «Тьма» (búrz, burz- (темный), что и Lugbúrz - «Темная Крепость»). В своей книге «Vargsmål» («Речи Варга») Варг поясняет смысл названия:
Название «Burzum» - это существительное от «Burz», что означает ночь или тьму. Но в данном контексте это означает иудеохристианскую ночь и тьму, а для истинных германцев - свет и день! В старонорвежском языке окончание «-um» использовалось для неопределенного множественного числа во всех родах. По этой простой причине я стал использовать название из этой книги. Это был способ замаскировать язычество использованием названия, которое нужно было понять, чтобы увидеть связь с язычеством.
Позже основной темой альбомов стала скандинавская мифология. Два электронных альбома целиком посвящены мифологическим сюжетам.
Все альбомы Burzum минималистичны и построены на многочисленных повторах одной и той же мелодии на протяжении большей части песни. Ранние альбомы представляют собой сырой блэк-метал, на Hvis Lyset Tar Oss и Filosofem важную роль играют «атмосферные» клавишные, а после того, как Варг сел в тюрьму, где ему не разрешалось играть на музыкальных инструментах за исключением синтезатора (впоследствии его лишили и синтезатора), Викернес начал писать эмбиентные альбомы, на которых заметно влияние классической музыки. Одно время ему позволяли иметь в камере акустическую гитару, но тогда Викернес уже не писал новой музыки. Викернес описывал свою музыку так:
Burzum был попыткой создать (или, если хотите, «воссоздать») воображаемое прошлое, иллюзорный мир, который в свою очередь был основан на нашем языческом прошлом. Burzum сам по себе был заклинанием. Песни были заклинаниями, а альбомы были устроены специальным образом, чтобы заклинания работали. Burzum не был предназначен для концертных выступлений, но вместо этого он предназначался для прослушивания вечером, когда солнечные лучи не могли рассеять силу магии, и когда слушатель был один, желательно в своей кровати, перед отходом ко сну.
В 1993 году Варг Викернес был арестован по обвинению в убийстве (путём нанесения 18 ножевых ранений в лицо) другого знаменитого участника норвежского блэк-металического движения - гитариста Mayhem Евронимуса (настоящее имя Эйстен Орсет), к которому позже добавились обвинения в поджоге четырёх деревянных церквей в разных городах Норвегии (фотография сгоревшей церкви в Фантофте была помещена на обложку мини-альбома Aske). Варг получил срок в 21 год с возможностью досрочного освобождения. После неудачной попытки побега в 2003 году, в 2006 году ему было отказано в досрочном освобождении из-за изменений в законодательстве (был увеличен минимальный срок, после которого возможна подача прошения), в 2008 году прошение было снова отклонено.
В 2009 году очередное прошение об условно-досрочном освобождении Варга Викернеса было удовлетворено, и он вышел на свободу после шестнадцати лет тюремного заключения. В интервью изданию «Dagbladet» в июле 2009 года Викернес сообщил, что планирует выпустить новый металический альбом в следующем году и уже написал девять песен для него. 8 марта 2010 года альбом под названием Belus увидел свет.
Варг неоднократно публично заявлял о своей приверженности к язычеству и враждебном отношении к христианству. В прессе его как правило относят к неонацистам. При этом бо́льшая часть творчества Burzum не носит ярко выраженных антихристианских или нацистских оттенков, и тем более элементов, присущих национал-социализму. Сам Варг отрицает всякую причастность к сатанизму, а также дистанцирует себя от неонацистов.
В качестве обложек для двух альбомов Burzum (Hvis Lyset Tar Oss и Filosofem) использованы рисунки норвежского художника Теодора Киттельсена.
Burzum – Jesus' Tod
Errare humanum est, stultum est in errore perseverare.
Однозначной границы, где хард-рок перешёл в хэви-метал, критики не выделяют, и многие группы относят в оба жанра (т. н. «хард-н-хэви»). В первой половине 70-х в музыке английских хард-рок-групп, таких как Black Sabbath, Deep Purple, Led Zeppelin появились более скоростные и агрессивные композиции, основанные на гитарных риффах и использовании эффекта «дисторшн». Эти группы и получили одними из первых ярлык «металлических», хотя многие музыканты сами от него открещивались . Помимо англичан, аналогичную музыку исполняли Scorpions в Германии, Kiss в США. Эта музыкальная тенденция получила развитие в движении «Новой волны британского хеви-метала» (NWoBHM), чьи представители — Iron Maiden, Saxon, Motorhead и примкнувшие к звучанию «новой волны» более ранние Judas Priest — создали узнаваемое звучание, в наши дни наиболее ассоциирующееся с понятием хэви-метал. Группы NWoBHM играли более скоростную музыку с длинными соло и пронзительным высоким вокалом[. Они отметились более вызывающими текстами о войне и мистике, использовали в оформлении альбомов и концертов атрибутику фильмов ужасов и Средневековья. Они ввели сценический имидж, ставший стереотипным (см. метал и имидж). Сольные проекты Ронни Дио и Оззи Осборна двигались в том же направлении. Стиль быстро распространился по Европейским и атлантическим странам в течение 80-х. Появилось большое количество неанглийских групп. В ФРГ это были Accept, Manowar в США, Ария в СССР. Поджанр глэм-метал (или хэйр-метал, «метал волосатых») возник в США как продолжение глэм-рока с утяжелённым звучанием. Он отличался от хард-н-хэви не столько техническими показателями, сколько экстравагантной, вызывающей внешностью исполнителей и более миролюбивыми текстами песен — о любви и сексе. Его родоначальниками стали Kiss, Mötley Crüe, Twisted Sister. Saxon - Princess Of The Night
Errare humanum est, stultum est in errore perseverare.
Направление: Metal Истоки: NWOBHM, Hardcore, Speed Metal, Heavy Metal Родственные стили: Power Metal Speed Metal Производные стили: Death Metal, Black Metal, Groove Metal Черты жанра: Вокал: имеет довольно широкий спектр от поп вокала, до элементов гроулинга(ранние альбомы Death, Possesed, Sodom), кроссовер по манере исполнения схож с хардкором и панком. Большинство вокалистов прибегают к скрежещущему, резкому, раздражающему способу исполнения Звучание: жесткое, скоростное, агрессивное звучание гитар, низкочастотные скоростные риффы, высокочастотные соло. Требует высокого уровня техники игры, наравне со своим собратом Спид металом. В связи с высокой частотой исполнения, гитары издают характерное молотящее звучание. Скорость и соотношение темпов в песнях трэш-метала — это то, что его отличает от других стилей. Звучание музыки становится потрошащим, взрывным благодаря отличительному стилю игры ударных инструментов. Как правило, при исполнении музыки в стиле трэш-метал ударяется малый барабан на каждую вторую долю такта, часто используется double time (дословно двойной размер), когда группа продолжает играть в том же темпе, что и раньше, а барабанщик — в 2 раза быстрее (условно, все четверти превращаются в восьмые). Также распространён неистовый, пулемётный стиль игры на бас-бочке. Трэш-ударники часто прибегают к использованию двух бас-бочек одновременно, или же используют одну бас-бочку и так называемый «кардан». Многие из них признаны как лучшие ударники в рок-музыке — Дэйв Ломбардо (Slayer), Джин Хоглан (Dark Angel), Ник Менца (Megadeth), Игор Кавалера (Sepultura) и Ларс Ульрих (Metallica). В связи с высокой скоростью исполнения песен в трэш-метале многие бас-гитаристы прибегают к использованию плектров (медиаторов) вместо пальцев, то есть используют медиаторную технику игры, а не пальцевую, для получения более четкого и читаемого звука. Однако некоторые выдающиеся басисты — Клифф Бёртон и Роберт Трухильо (Metallica), Фрэнк Беллоу (англ. Frank Bello, Anthrax), Грег Кристиан и Стив ДиДжорджио (Testament) всё-таки исполняют свои партии пальцами.
Истоки: Предпосылки к становлению трэш-метала появились ещё в начале 70-х: первой песней в этом жанре считается Stone Cold Crazy группы Queen, на которую впоследствии делали каверы такие известные трэш-метал-группы, как Metallica и Megadeth. Элементы трэш-метала Queen также использовали в песне «Ogre Battle», вышедшей за несколько месяцев до «Stone Cold Crazy». Истоки трэш-метала, по общему мнению, восходят к концу 1970-х годов — началу 1980-х годов, когда некоторые металические группы привнесли экстремальную скорость хардкор-панка в традиционную мелодику и ритмическую структуру метала. Venom и особенно Motörhead обычно рассматриваются в качестве групп, давших толчок развитию трэш-метала. В конце 1970-х годов появляются такие хардкор-панк-группы, как The Misfits и Black Flag. Они немного отдалились по звучанию от своих предшественников, значительно увеличив скорость исполнения ритмических структур своих песен. Также в возникновении трэш-метала свою роль сыграли Discharge, The Ramones, Sex Pistols и The Dead Boys. Родиной трэш-метала считается Калифорния, где в начале 1980-х годов местные группы, вдохновлённые успехами NWOBHM, внесли в классический хэви-метал больше скорости, традиционный американский хардкор и немного атмосферы панк-рока. Ближайшим родственным жанром раннего трэш-метала был спид-метал, и поначалу критики не разделяли их, однако позднее спид эволюционировал в мелодичный пауэр-метал. Пионеры скоростного метала Judas Priest также воплотили в жизнь на альбоме «Stained Class» в 1978 году некоторые идеи, придавшие альбому некоторое трэш-металическое звучание, включая панковский контрапункт полифонический рифф в песне «Saints in Hell» и общую структуру песни «Exciter», которую часто причисляют к предтечам трэш-метала. К трэш-металу вполне можно отнести и песню Scorpions He’s A Woman, She’s A Man с альбома 1977 года Taken By Force. Поджанры: Crossover(Crossover Thrash), Technical\Progressive Thrash, Brutal Thrash, Melodic Thrash Metal, Teutonic Thrash Metal. Crossover(Crossover Thrash) Кроссовер Трэш или просто кроссовер, трэш с большим влиянием хардкор панка и панковоской\хардкоровской манерой исполнения. Для того что бы получше понять о чем я говорю желательно послушать такие группы как: DRI, SOD, Suicidal Tendences, Municipal Waste, MOD. И разнциа станет понятна. Замечу, что этот стиль стал стартом для смешивания хардкора и метала, в виде металкора и дэткора. Technical\Progressive Thrash: трэш метал, со сложной структурой исполнения, имеет место использование джазовых, блюзовых элементов, заметно большое влияние прог рока. Яркими представителями данного пожанра являются: Coroner, Artillery, Annihilator, Voivod, Target, Mekong Delta. Melodic Thrash Metal: Отличается более мягким и приятным на слух звучанием. Представители: Sanctity, Wolfpack Unleashed, Himsa, Hexen. Teutonic Thrash Metal: немецкий трэш метал, отличается бОльшей сыростью, скоростью и агрессией, чем стандартный трэш метал.Представители: Sodom, Kreator, Destruction, Tankard, Exumer. Brutal Thrash Metal: стиль на стыке трэш метала и дэт метала, в чем можно убедиться послушав песни пионеров дэт метала, таких как Death, Possesed, Morbid Angel. Alcothrash: подвида трэша, отличается тематкой песен, проалкогольной направленности. Представители: Onkel Tom, Tankard. Основные понятия: Великая четверка трэш метала - 4 наиболее коммерчески успешные группы трэша: Metallica, Megadeth, Slayer, Antrax. Почтенная немецкая тройка: 3 наиболее влятельные и известные группы Германии: Sodom, Kreator, Destruction Mosh Мош - танец, происходящий, в основном, на хардкор-панк концертах. Популярен также на концертах металкор, дэткор и других родственных жанров и поджанров. Танец является весьма агрессивным, и имеет наивысший разгар во время брейкдаун моментов в композиции. Как таковой, мош зародился в начале 1980-х годов на Нью-Йоркских и Бостонских хардкор-панк концертах. Предшественником моша является слэм, и даже в нынешнее время эти понятия нередко используются как синонимы. Однако, в отличие от слэма, мош является танцем, так как он выполняется в такт музыки. Для определённых моментов композиции существуют свои вариации движений. Во время быстрых или весёлых моментов принято совершать движение под названием «2-step», которое представляет собой захлёст одной ноги за другую по очереди. Во время этого движения создаётся впечатление, будто танцор шагает, оставаясь на месте. Во время более медленных и агрессивных моментов, так называемых брейкдаунов, выполняются различные удары руками и ногами. Эти удары выполняются с разной скоростью, в зависимости от ритма музыки. Иногда, во время танцев, имеют место движения юмористического характера, которые являются проявлением веселья, нежели агрессии. Примером может послужить движение «лодочка», в котором группа людей садится на пол друг за другом, и совершает махи руками, напоминающие греблю вёслами. Кроме того, мош подразделяется на незначительные подтипы. Одними из таких разветвлений являются «Ninja pit» и «Guerilla Style», которые содержат в себе элементы акробатики. Также существует вид под названием «Street mosh», в котором танцы производятся не на концертах, а непосредственно на улице под магнитофонную музыку. Однако данный подтип является, в бо́льшей степени, тренировкой и способом развлечения чем полноценным танцем.
Metallica
Megadeth
Slayer
Antrax
Sodom
Kreator
Destruction
Errare humanum est, stultum est in errore perseverare.