В последнее время мы совершенно разучились писать в интернете правильно.
Поэтому я создал эту тему, она будет пополняться время от времени:
Правило №1
Правописание -ться и -тся
В неопределенной форме глаголов пишется мягкий знак.
Пример: нужно делать, можно рубить, надо рубиться.
В глаголах в третьем лице в переходной форме мягкий знак не пишется.
Пример: он рубится. фильм скачивается. скилл кастуется.
(Отступление. Пример: "он кастует" - мягкий знак не пишется. также он не пишется если "он кастуется".)
Универсальное правило, работает ВСЕГДА: если в вопросе к глаголу есть мягкий знак - он есть и в самом глаголе. Нет мягкого знака в вопросе - нет и в глаголе.
Пример: Что делать? - Качаться. Что делать? - Рубиться.
Что делает - Качается. Что делает - Рубится.
Правило №2.
безударные гласные и парные согласные в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором эта гласная находилась бы в сильной позиции (под ударением).
Чтобы проверить парную согласную в корне слова, нужно подобрать такое онокоренное слово, в котором после этой согласной стоит гласный или звонкий согласный звук.
Правило №3.
"Не" с глаголами и их формами( причастие и деепричастие) пишется раздельно.
Пример: не люблю, не кастую, не качаюсь.
"Исключения": Когда "не" входит в корень слова: Нервничать
Или когда слово не употребляется без "не": Ненавидеть, Небрежничать, Невзлюбить, Невзвидеть и т.д.
Правило №4.
Правописание гласных после шипящих и Ц.
ЖИ-ШИ-ЦИ пиши через И: жизнь, машина, цифра. (Исключения: цыган, цыпочки, цыц, цыкать, цыпленок)
ЧА-ЩА - пиши через А: чаща
ЧУ-ЩУ-ШУ пиши через У: чулан, щука, шуба. (Исключения: парашют, жюри, брошюра)
Правило №5. То, либо, кое, нибудь - черточку поставить не забудь!
Частица "то" (Пример: какой-то) пишется со словами через дефис. Кроме того, через дефис со словами пишется частица "либо", приставка "кое" и суффикс "нибудь".
Пример: какой-нибудь, какой-то, какой-либо, кое-что.
Правило №7. Правописание приставок -пре-, -при-:
-пре-
Если приставка имеет значение ОЧЕНЬ
пребольшой - очень большой, преувеличивать - очень увеличивать и т.п.
Если имеет значение ПЕРЕ
преступать закон (переступать), преобразиться (переменить облик)
-при-
Если обозначает близость, сближение или присоединение:
прибить, примыкающий, принести, приблизиться
При неполноте действия:
приоткрытый, пригореть, прикоснуться
Если имеет значение завершенности действия:
приглушить, придумать, присмотреть
Если имеет значение "совершать действие в чьих-либо интересах":
приберечь, припрятать
Правило №8.
Правописание корней с чередованием:
бер/бир (для примера): "бер" пишется всегда, когда нет суффикса "а" после корня
"бир" пишется, когда стоит суффикс "a"
также сюда относятся корни: блест\блист, тер\тир и т.д.
(Забрать, забирАть, тереть, перетирАть)
Проверяемые безударные гласные:
В безударных слогах корня пишутся те же гласные, которые пишутся в этой части слова под ударением
знамена развеваются (веять) - события развиваются (развитие)
Гласные о - а в неударяемых корнях глаголов нельзя проверять формой несовершенного вида на -ывать (-ивать)
кормить - кормит (но выкармливать)
Правило №9.
Правописание приставок:
Приставки з- не существует, есть приставка с-: сделай, свесь
В словах здание, здоровье, здесь з входит в состав слова
В конце приставки следует писать з, если следующая буква - звонкая согласная, с - если глухая: воспеть, воззрение.
В приставках раз-(рас-) - роз-(рос-) под ударением о, без ударения - а: раздать - розданный
После приставок на согласную пишется ы вместо и, кроме сложносокращенных слов: играть-сыграть, пединститут, сортинвентарь
Исключение: взимать
После приставок меж, сверх, контр, суб, транс, пан, пост пишется и: контригра, сверхизысканный, межинститутский
Перед словами с корнем чит - два с, перед чет одно с: расчесть, рассчитать.
Исключение: бессчетный
С приставкой -пра пишутся слова прабабушка, пращур, прабабушка, прадедушка, прародитель. Остальные слова пишутся с приставкой про: проведать, проведение
Слово в связи - всегда пишется раздельно
Правило №10.
Непроизносимые согласные:
Для проверки непроизносимых согласных в корне надо так изменить слово, чтобы после корня стояла гласная: устный - уста, искусный - искусен
Правило №11.
Суффиксы причастий:
В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:
-ущ- (-ющ-), если причастия образованы от глаголов I спряжения: бор-ющ-ийся (борются), клокоч -ущ-ий (клокочут), колыш-ущ-ийся (колышутся), мел-ющ-ий (мелют), пол-ющ-ий (полют), стел-ющ-ийся (стелются), та-ющ-ий (тают).
-ащ- (-ящ-), если причастия образованы от глаголов II спряжения: дыш-ащ-ий (дышат), жал-ящ-ий (жалят), завис-ящ-ий (зависят), кле-ящ-ий (клеят), мол-ящ-ий (молят), хвал-ящ-ий (хвалят).
В страдательных причастиях настоящего времени (они образуются только от переходных глаголов несовершенного вида) пишутся суффиксы:
-ем- (реже -ом-), если причастия образованы от глаголов I спряжения: организу-ем-ый (организуют), колебл-ем-ый (колеблют), проверя-ем-ый (проверяют), вед-ом-ый (ведут), влек-ом-ый (влекут), нес-ом-ый (несут);
-им-, если причастия образованы от глаголов II спряжения; вид-им-ый (видят), завис-им-ый (зависят), кле-им-ый (клеят), слыш-им-ый (слышат)
Правило №12.
Случаи, в которых необходимо ставить запятую:
Запятая ( , ) — знак препинания. В русском языке запятая используется на письме:
* для обособления (выделения):
а) определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением, сюда же относятся причастные, деепричастные и сравнительные обороты,
б) обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно,
в) обращений,
г) уточнений,
д) междометий,
е) вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет)
* между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения
* между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
* при перечислении, то есть при однородных членах.
Правило № 13
Двоеточие ставится:
*разделяет слова автора и прямую речь;
*Двоеточие предупреждает, что после слов автора последует прямая речь, и нам следует обратить внимание на это место в предложении (Я воскликнул:«До ближайшего хутора рукой подать!»).
*ставится после обобщающего слова в обобщении («Удивляло и восхищало в нём всё: его манера говорить, его отношение ко всем, всегдашняя приветливость…»)или предложениях с большим количеством однородных членов;
используется как символ, который вводит перечисление чего-либо (примером может служить данный список).
* в бессоюзном предложении
а) Если вторая часть (одно или несколько предложений) раскрывает содержимое первой части (можно вставить "а именно")
Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
Примечание: Двоеточие обязательно,если в первой части имеются слова "так", "такой", "таков","одно" и пр.
Одно было несомненно: назад он не вернется.
Но: если "одно" в простом предложении или разъясняется пояснительным глаголом,а не целым предложением, то пунктуация иная
В отношениях с посторонними он требовал одного - сохранения приличия
б) Если в первой части есть глаголы видеть,смотреть, слышать, знать, понимать, чувствовать и т.п., посредством которых делается предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (можно вставить союз "что")
Я чувствовал: кровь стучала в висках.
в) Если вторая часть указывает основание или причину того,о чем говорится в первой (можно вставить союзы "потомучто", "так как", "поскольку")
Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного.
г) Перед прямым вопросом, включенным в состав бессоюзного сложного предложения
Спрашивается теперь: что же делало наше общество в последние 20-30 лет.
Правило №14
Тире в русском языке
*в ряде случаев между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки (А гений и злодейство — две вещи несовместные);
-между именами собственными, совокупностью которых называется учение, явление и т. п. (уравнение Менделеева — Клапейрона; матч Каспаров — Карпов);
*между именами нарицательными, сочетание которых служит определением (отношения учитель — ученик; проблема производство — человек — природа);
*для подчёркивания слов, стоящих в конце предложения (обычно обстоятельств: И опять побрёл по улице рикша — на этот раз к отелю);
*для подчёркивания противопоставления (Страшно, сладко, неизбежно, надо / Мне — бросаться в многопенный вал, / Вам — зеленоглазою наядой / Петь, плескаться у ирландских скал);
*при именительном темы, тесно связанным с основным предложением (Дорога в дождь — она не сладость), или в вопросительных предложениях (Парапсихология — это трюк или реальность?);
*между однородными членами при пропуске противительного союза (знание законов не желательно — обязательно);
*между однородными членами для обозначения резкого и неожиданного перехода (Хотел всегда жить в городе — и вот кончаю жизнь в деревне);
*перед обобщающим словом (И эти поездки, и наши с ней разговоры — всё проникнуто было щемящей, безысходной тоской);
*после перечисления, если им предложение не заканчивается (Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах — происходили шумные разговоры);
*интонационной паузы (Лежали мёртвые — и лепетали ужасную, неведомую речь);
*в стилистических целях после союзов и их сочетаний с частицами (…прилегла на камень и — уснула);
*обозначения прямой речи (— Именно то, что наиболее естественно, — заметил Бол-Кунац, — менее всего подобает человеку);
*в значении «от — до» (поезд Москва — Севастополь; весна — осень; за первые десять — пятнадцать лет);
*указания диапазонов значений; в этом случае его не отбивают и ставят вплотную к цифрам (1941—45 гг., 30—40 грамм);
*на месте пропущенных членов предложения и их частей (Всё лучшее — детям);
Правило №15
После точки, а также вопросительного и восклицательного знаков предложения пишутся с большой буквы!
В конце предложения пишется только 1 или 2( если ставится "?!" ) знака препинания! P.S. Также эта тема поможет при сдаче ЕГЭ