Каталог




Главная » Блоги » Личные блоги » Оружие настоящих мужчин


Оружие настоящих мужчин




Alecto



Статус: Offline


Добавлено: 16 марта 2013
Просмотров: 5373 | Комментарии: 19

Понравилось: 21 пользователям


                   ОРУЖИЕ НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН

 

Нет, это не ручной миниган, не АК-47 и даже не катана. Поговорим о старой доброй секире – оружии, которое в войнах прошлого заслужило не меньшую славу, чем меч. А вот почему, разговор особый.

Начать с того, что секира – одно из древнейших видов холодного оружия наряду с ножом, копьем, дротиком и палицей. Ибо первобытный человек однажды догадался приделать каменное рубило к прочной палке и получил… Правильно, топор. А от топора до секиры – один шаг. Следовало слегка доработать конструкцию на предмет трех существенных дополнений: увеличить длину лезвия и древка, и вес всего девайса. В итоге получилось устройство весьма многофункциональное и удобное: и дрова можно рубить, и головы всяким нахальным парням, охочим до чужого.

 

Минотавр одобряет

 

Дальнейшая эволюция секиры прослеживается в древнейшей Греции, а точнее, на Крите, где секиры делались из меди или бронзы и претерпели существенное изменение – обзавелись двойными лезвиями. Такую секиру, напоминающую раскрывшую крылья бабочку, надетую на древко, называли лаброй или лабрисом. От этого слова происходит слово «Лабиринт», стены которого, кстати сказать, часто украшали изображения этого необычного оружия. Видимо, скрытый в Лабиринте чудовищный Минотавр был большим ценителем лабры и пользовался ей… хм… встречая гостей из континентальной Греции, приносимых ему в жертву. Греческие мифы не говорят, чем Минотавр отбивался от героя Тезея, но последний сумел победить. Видимо, у Минотавра в нужный момент лабры под рукой не оказалось.

 

Варварское оружие

Всемогущий Рим, говорят, подчинил себе тогдашний мир при помощи короткого меча гладия. Но сначала все-таки была секира. Не верите? Посмотрите на изображения римских ликторов – телохранителей, всегда и везде сопровождавших римского консула. У каждого в руках пучок прутьев, а в пучок вставлена… правильно, секира. Это для того, чтобы выпоров нерадивого гражданина республики прутьями, потом отрубить ему голову этой секирой. Не всегда, конечно, в исключительных случаях. Говорят, помогало, поэтому дисциплина римских легионов стала таким же средством покорения мира, как и упомянутый выше меч.

Когда римляне двинулись на север, в земли кельтов и германцев, то очень скоро «оценили» боевые качества больших топоров, весьма любимых последними. Боевая тактика северян была своеобразной: они почти не признавали дисциплины и строя, и в бою каждый из воинов пытался играть в свою игру. А что может быть более весомым во всех смыслах аргументом, чем тяжелая острая заточенная секира на древке такой длины, которая позволяла герою-кельту  удерживать на выгодной дистанции римского легионера, вооруженного коротким мечом? Правда, кельты  и тевтонцы все же были покорены, но тут уж надо благодарить несокрушимую римскую дисциплину и талант римских полководцев. Поскольку секира ну никак не вписывалась в римские военные правила, ее на вооружении не приняли (в отличии от той же галльской кольчуги или испанского меча).

Чума с севера

Когда империя рухнула, и в Европе на несколько веков воцарился творческий раскардаш, секира, как и меч, стала весьма серьезным средством решения всяких территориальных и межличностных споров. Говорят, король франков Хлодвиг весьма почитал это оружие. Даже голову ей разрубил одному своему дружиннику, посмевшему с ним спорить. В те времена секиру так и называли в Европе – франциска. Дрались ей франки  умело, даже приноровились метать во врага.  Результат: в очень короткий исторический срок франки отвоевали всю Галлию и основали там королевство Франция.  Да и прочие остготы, вестготы, вандалы и англы тоже жаловали секиру – может потому, что хороший меч в Темные века мало кто мог отковать. Железо было того, барахло, да и кузнецы соответствовали железу. Так что оставался большой топор.

Высокую репутацию секиры подтвердили викинги. Эти ребята, посидев  на бесплодных берегах своей родной Скандинавии, решили, что зря теряют время и отправились в более теплые страны за хабаром. Флотилии варяжских кораблей два века наводили ужас на всю континентальную Европу – может быть потому,  что противопоставить горячим северным парням, вооруженным широкими мечами и секирами с лезвием в фут (т.е. 30 сантиметров!) длиной, было решительно нечего. Особенно если такой секирой орудовал в бою берсерк – воин, отмеченный самим богом Одином и вдобавок к божественному благословению принявший на грудь энное количество настоя мухомора. В руках такого чудо-воина  тяжеленная, остро заточенная секира превращалась в оружие, от которого не могли защитить ни доспехи, ни чудодейственные амулеты.  Лишь английский король Альфред нашел способ борьбы с северными чудо-богатырями: начал  массово вооружать свою пехоту дальнобойными луками, несколько уравнявшими шансы. В конце концов, англичане  побили суровых норвежских парней в сражении близ Йорка в 1066 году и во многом именно благодаря тисовым лукам и пращам. Правда, и месяца не прошло, как английская армия потерпела поражение уже от норманнов герцога Вильгельма при Гастингсе, но это уже другая история.

 

Век рыцарей

С наступлением века рыцарей секира не сошла с исторической сцены, а, напротив, еще раз доказала свою незаменимость. И пускай благородные рыцари боготворили свои мечи, а на все прочее боевое железо смотрели как на «подлое» оружие для простых воинов – они были неправы. С увеличением количества и качества доспехов на одном рыцаре встал вопрос: а как же эти доспехи пробить? Меч был хорошим оружием, но его пробивные качества были весьма скромными, к тому же попытки разрубить броню неминуемо приводили к порче дорогостоящего оружия. И вот тут пригодилось ударное оружие: булавы, кистени, боевые молоты и, конечно, секиры. Так пригодились, что боевой топор стал любимым оружием короля Англии Ричарда Львиное Сердце. В самом деле: куда более дешевая в производстве чем меч, секира обладала неоценимым свойством – она могла не только пробить доспехи любого уровня защиты, но еще  при умелом ударе  контузить врага. Соответственно, с увеличением прочности доспехов увеличивались вес секиры и длина рукояти, а вскорости боевой топор обзавелся еще и пробойником на обухе, что позволяло без особого труда вскрыть стальную скорлупу любого противника.

   Дела для рыцарей пошли совсем худо в начале 14 века, когда секира прошла новый апгрейд: обзавелась длинным, до 2 метров древком и острым наконечником, позволявшим еще и колоть в бою. Сие чудо военной техники назвали алебардой (справедливости ради скажем, что европейцы не были первыми – алебарда еще до нашей эры появилась в Китае), и для высокородных лордов ее появлении на вооружении пехоты стало крайне неприятным сюрпризом.  Знаменитая битва на поле близ Куртрэ, где сошлись  французские рыцари и швейцарская пехота,  закончилось для французских сеньоров полнейшим разгромом, а все потому, что швейцарские мужики по полной угостили своих французских оппонентов всевозможными военными изобретениями, созданными на базе секиры. Все эти глефы, гизармы,  люцернские молоты, бильи и вольфсайзены с тех пор снились рыцарям в страшных снах, и найти им противодействие так и не удалось.

 

Секира и фентези


  Естественно, что большой топор для больших героев нашел достойное отражение и в литературе фентези, но по иронии судьбы и воле сочинителей, секирой стали стереотипно вооружать гномов – один из самых низкорослых фентези-народов. Почему? Ответ найти нелегко. Может быть потому, что самый знаменитый фентези-гном Гимли, сын Глоина, был вооружен именно секирой. Однако ответ кроется именно в истории войн: секира всегда была простонародным, «неблагородным» оружием. Бой секирой требовал от воина именно большой физической силы, а не ловкости, как например, меч. Кто же подходил на роль бойцов секирой, как не кряжистые, плечистые крепыши-гномы? Представьте себе эльфа с секирой – не, не то! Да и внешность гномов в их рогатых шлемах и с роскошными бородами уж очень сильно смахивает на внешность викингов, когда-то завоевавших своими большими топорами славу и земли.

  В славянской фентези секира наряду с мечом – излюбленное оружие. Может быть, тут сама история не оставляет нам выбора: именно топор на Руси был главным оружием и дружинника, и простого воина. Тем не менее Волкодав Семеновой все же вооружен мечом, да и прочие герои «нашего фентези» - чаще мечники. Может, опять все дело в стереотипах восприятия героя. Меч  как-то круче, возвышеннее, волшебнее, Кладенец опять же. А секира?

  Просто оружие настоящих мужчин. Простых, сильных и бесхитростных. Не окруженных героическим ореолом, но умело и отважно делавших свое трудное ратное дело. Во все времена и во всех историях о борьбе Добра и Зла.


Всего комментариев: 19

Информация
Для того, чтобы оставлять комментарии к данной публикации необходимо зарегистрироваться .
Набор в команду сайта
Наши конкурсы











Ответ на жалобу смотрите в разделе жалоб