Что может быть общего между убийственно «мясным» аркадным шутером и вдумчивой игрой-головоломкой, которая не терпит спешки и ошибок? Вот и я задавался таким же вопросом, когда хорватская компания Croteam, создатели культового Serious Sam, анонсировали игру, в которой главное оружие отнюдь не крупнокалиберные пулеметы, а всего лишь ваш мозг и умение им работать. Все равно, что если бы следующая часть Call of Duty стала масштабной военной стратегией, или Need For Speed переквалифицировалась в симулятор вечно пьяного автомеханика. Еще большее удивление вызвала реакция игровых критиков, высоко оценивших загадочную головоломку, поставив ее чуть ли не на один уровень с незабвенной Portal.
В какой еще игре компьютерная программа станет вашим личным психоаналитиком?
Но тут стоит уточнить, что над The Talos Principle, головоломкой от первого лица на движке «Крутого Сэма», работали не только горячие хорватские парни. Ключевая роль в проекте была отведена двум сторонним разработчикам, Tom Jubert (Penumbra, Faster Than Light, The Swapper) и Jonas Kyratzes (Infinite Ocean). Именно они ответственны за смысловое наполнение игры и ее философскую окраску.
По ходу игры, помимо сюжетных сообщений вы будете находить послания от других игроков в виде QR-кодов. Чем-то напоминает систему сообщений из Dark Souls.
Так, что же такое, этот самый мистический «Принцип Талоса»? В оригинале названия лежит вывод древнегреческого философа Стратона, который считал, что дух неотделим от материи, и не может существовать без физического тела. Его изречения и домыслы мы будем встречать в виде текстовых документов на компьютерных терминалах, разбросанных по игровым локациям. И не только его – приготовьтесь к тому, что вас ждет солидный объем печатной информации, авторство которой будет принадлежать знаменитым древнегреческим философам, ученым прошлых веков и наших дней. Придется окунуться и в древнеегипетскую мифологию, целый участок игры будет отведен под бескрайние пустыни и величественные пирамиды.
Пейзажи в игре весьма приятны.
Одним из ваших игровых собеседников станет таинственный голос с неба, называющий себя Элохим (что на иврите значит «Творец», «Бог»), впрочем, тут скорее вы будете слушателем, так как с небесным гласом особо не поболтаешь. Игра начнется с его слов, на первых порах он будет вашим проводником и помощником. Главный персонаж, выглядящий как человекоподобный робот, просыпается в садах Элохима, и местный бог предлагает вам решить загадки стражей его земель, дабы собрать священные сигилы. Сигилы, фигуры из тетриса, открывают доступ к новым локациям и новым приспособлениям для решения задачек. Изначально вашим главным инструментом будет деактиватор, который убирает защитные энергетические поля и отключает вредные охранные системы, в виде стационарных турелей-миниганов (привет «Сэм») и парящих бомб, реагирующих на ваше движение. Потом вы заполучите ретрансляторы энергетических лучей, питающих ключевые механизмы в структуре задачек, кубы, вентиляторы, специальную камеру, которая записывает ваши действия и дублирует вашего персонажа виртуальным двойником; платформу, на которой можно переносить важные для решения предметы. Новые инструменты вводят в игровую механику постепенно: не успеете вы наиграться с ретранслятором, как получите куб и вперед - решайте головоломки, сочетая их конструктивные особенности. К концу игры будут попадаться зоны для головоломок, в которых придется крутиться и вертеться с тремя, а то и четырьмя видами инструментов.
Элохим строго-настрого запретит вам подниматься на эту колоссальную башню.
Задачек в этой игре огромное количество, всего есть три ключевые локации, в каждой из которых семь полигонов для мозговых баталий, на каждом полигоне от трех до пяти видов задач. Такой объем идет как на пользу, так и во вред игре. Прохождение «Принципа Талоса» может занять от 15 до 20 часов, но при долгом игровом сеансе обилие задачек может утомить, так что, лучше всего проходить игру размеренными порциями, чтобы не растерять весь аппетит за три-четыре часа непрерывной умственной работы.
Не все терминалы, что вы найдете, окажутся одинаково работоспособными.
К сожалению, чего сильно не хватает местному геймплею, так это разнообразия. У каждого инструмента есть определенная функция, поняв логику всех игровых процессов, вы больше не встретите ничего нового на своем пути. Если в той же самой Portal (особенно во второй части) вам до конца игры попадались новые предметы, условия и варианты паззлов, то The Talos Principle этим похвастаться не может. Другой серьезной проблемой является способ подачи сюжета и его отсутствие в самом игровом процессе. Да, у нас есть конечная цель – Элохим обещает вечную жизнь, если мы решим задачи и станем хозяевами всех трех земель, тогда откроются «златые врата», и мы вознесемся на некие «небеса». И всю игру мы будем заниматься только преодолением все более изощренных препятствий на пути к заветным сигилам. Никаких кат-сцен, сюжетных роликов и других игровых персонажей. Остаются лишь компьютерные терминалы и информация, хранящаяся в их кремниевых недрах, которая позволит сложить воедино кусочки данных и представить картину событий, что лежали в основе самой игры.
Местный юмор довольно оригинален.
Со временем терминалы станут не просто очередной точкой доступа к разделу библиотеки, но и вашим вторым игровым собеседником, на этот раз полноценным. Компьютерная программа будет переписываться с вами, задавать сложные и неудобные вопросы, проверять на прочность человечность, нравственность и моральный базис, заложенный в игроке. Элохим отнесется к этому язвительному словесному оппоненту крайне негативно, назовет его «хитрым змием» и посоветует прекратить любые попытки контакта с ним. Если не последовать его совету, то «змий» приведет вас прямиком к гигантской башне, сурово возвышающейся над снежной гладью в начальной и базовой локации. Подъем на вершину этой башни станет нарушением еще одного запрета Элохима, но откроет вам другую точку зрения на игровой мир и новую концовку, более полную и законченную. Да, в игре несколько концовок: помимо вышеперечисленных двух, есть вариант остаться в садах Элохима, став его Посланником. Для этого нужно решить бонусные задачки, которые открываются посредством сбора коллекционных звезд на протяжении всего игрового процесса. Вы и сами можете открыть секретную локацию, где стоит храм Посланника, и разбудить его, активировав саркофаг с ним. Посланником может быть ваш друг в Steam, если он уже прошел игру и заполучил эту концовку, вот такие кооперативные завороты в духе Dark Souls. Впрочем, полноценного совместного режима в игре нет, только система сообщений в виде QR-кодов (снова привет «Темным Душам») и подсказки решения особо заковыристых головоломок от Посланников.
А вот и один из пробужденных Посланников.
Что касается графической составляющей – здесь все в порядке. Движок «Крутого Сэма» позволяет реализовать воистину масштабные локации, так что проблем с «задниками» у игры нет. Картинка сочная и яркая, архитектура радует своей детализацией и разрешением текстур. Игровая музыка довольно качественная, слушать ее приятно, но она быстро приедается. Записанных треков не так много, как хотелось бы, и все они слишком коротки. Зато озвучка порадовала своей локализацией, голос Элохима звучит властно и горделиво, аудиозаписи «капсулы времени», кусочки которой лежат в закутках игровых локаций, приятно слушать и они не отвлекают от процесса.
Вперед, к Золотым Вратам! Или нет?
The Talos Principle не удалось догнать и перегнать своего главного противника в игровой нише: сильно не хватает ярких образов персонажей, самих персонажей и полноценного игрового сюжета, а не просто шатания и разглядывания красивых пейзажей. Элохиму далеко до коварной Glados, и местным кубам не суждено стать вашим милым компаньоном. Это не означает, что перед нами проходной продукт – свои деньги игра окупает с лихвой, и залипнуть в ней на 20 часов вполне возможно. Таким образом, «Принцип Талоса» почетно занимает ступень, следующую за позицией Portal, рекомендуя себя как отличное умственное развлечение на многие вечера. Ведь не одними садами Элохима ограничен мир – с поддержкой Steam Workshops игре можно сулить настоящую вечную жизнь, ведь только собственные рамки воображения и фантазии могут ограничить разработчиков модификаций, полноценно насладившихся оригинальным проектом.
Достоинства:
+ игра затягивает с самого начала, мотивирует биться над постепенно усложняющимися головоломками;
+ тексты, размещенные на компьютерных терминалах, довольно занятные и интересные, а сообщения от компьютерной программы ждешь не меньше, чем звонка в Skype;
+ величественные и красивые игровые пейзажи, от вечнозеленой Древней Греции и песков Египта, до заснеженного Средневековья: настоящая услада для глаз.
Недостатки:
- не хватает разнообразия в загадках, игра может утомлять;
- сюжет не связан с игровым процессом, узнать о нем можно лишь из терминалов и монологов Элохима;
- музыка хоть и приятная, но ее слишком мало;
- отсутствие полноценных игровых персонажей, кроме главного героя и парочки исключений.
Итог: хорошая разминка для ума и логики: местные тексты заставляют задуматься, а споры с компьютерной программой вызывают неподдельный интерес и замешательство. Качественная игра-головоломка, пусть и недотягивающая до лавров Portal.