Ты говоришь, люди? Нет, друг мой, это звери. Это шакалья стая. Они собирались нас порвать. И порвали бы. Но одного они не учли. Они-то шакалы, но я — волк.
Хан, «Метро 2033»
Забавно, но в критике на книгу Дмитрия Глуховского «Метро 2033» много писалось о том, что та создана по типу сценария компьютерной игры для соответствующей аудитории — любителей компьютерных игр в жанре «шутер». И еще более забавно то, что их слова оказались пророческими. 16 марта 2010 года компанией 4A Games была выпущена игра «Метро 2033» по одноименному произведению писателя. Игру ждали, ведь ее создателями были не абы кто, а бывшая команда GSC GameWorld, выпустившая столь любимые многими (и мною в том числе) игры серии S.T.A.L.K.E.R.. И ждали с соответствующими запросами: открытый постапокалиптический мир славянского склада, интересный сюжет... К горю или к радости, но их надежды не сбылись. Игра получилась совершенно другого типа. Прежде всего вспомним начало сюжетной линии. На дворе 2033 год, человечество практически полностью уничтожено в результате ядерной войны, а его жалкие остатки ютятся в развалинах московского метро, где доживают свой век, пытаясь просто-напросто выжить.Главный герой — обычный парень по имени Артем, живущий на одной из таких станций (а именно станции метро ВДНХ). И жил бы он там до самой смерти, если бы не Черные — новый, неизвестный миру вид Останкинская башня... Жутко выглядит, не правда ли? человекообразных мутантов, проживающий (вот неожиданность!) по соседству с его родной станцией. Люди на границах базы стали бесследно пропадать или сходить с ума... Наш же герой недолго терпел все это, мысленно вскричал: «Хватит!» — и с юношеской горячностью сбежал из родительского дома для того, чтобы связаться с Полисом (бывшая станция «Библиотека имени Ленина»), наиболее крупной базой выживших, рассказать Совету о грядущей угрозе и, соответственно, получить хоть какую-нибудь помощь для борьбы с этой напастью. Но если в «старом мире» эта прогулка была делом нескольких минут, то здесь — Одиссея, героический поход.Продолжая тему сюжета, хочется сказать лишь одно — это однозначно не то, ради чего стоит проходить данную игру. Нет, в нем есть довольно-таки интересные и захватывающие моменты, но на общем фоне он выглядит глупо и блекло, как жалкие потуги графомана-рецидивиста. Разрушенная Москва, монстры, призраки, аномалии, фашисты, красная армия... Иначе говоря, полный набор всего и вся. Демоны! Жаль святая вода на них не действует... Голова идет кругом от всего этого изобилия уже через сорок минут игры, а дальше же история лишь усугубляется, превращается в фарс. В сознании сам по себе появляется извечный русский вопрос: кто виноват? Глуховский, чей сюжет в большинстве своем перекочевал в игру, или сценаристы, полностью испортившие первоисточник при переписи его под сюжет игры? Как ни странно — первый. Те недостатки, что присутствуют в переложении — это лишь малая толика несуразностей одноименной книжки в мягком переплете, что можно поставить в плюс безымянным ребятам из Украины, столь аккуратно поработавшим с сюжетом.Как ни странно, все вышеперечисленное слабо повлияло на атмосферу. С ней-то все в полном порядке. Постапокалипсис чувствуется в каждом движении персонажа, будь то прогулка по безопасным станциям метро или вылазки на поверхность, бой с мутантами или случайно услышанный разговор двух сталкеров Черные во всей красе рядом с рынком. Особенно восхитительно сделаны вылазки на поверхность: такой идеально выполненной, пугающей и чем-то завораживающей атмосферы я нигде не видел. Вокруг полнейшая разруха, радиация и атомная зима. Звучит грустная и мрачная музыка, усиливая и без того яркую картину «потерянного рая». Воздух отравлен — без противогаза и 4-5 фильтров к нему вы долго не проживете. Ну и само собой — толпы монстров, только и ждущих момента откусить филейную часть Артема. Красота, да и только.
И от этого факта становится еще обиднее, что «Метро» — линейный шутер с РПГ-вставками. Вы не можете гулять там, где вам хочется, не можете вернуться на те места, где были ранее... Вас просто ведут по определенной дороге, лишь изредка позволяя отойти на несколько шагов в сторону, чтобы взять несколько бонусных вещей. Неприятно, не так ли? Но в защиту игры хочу сказать, что все это с лихвой возмещено путевыми сценками. Буквально на каждом шагу происходит что-то интересное: в баре сталкеры пьют «горькую», торгаши на рынке рекламируют свой товар, бабы обсуждают свежие сплетни, дети рисуют рожицы мелом на полу... Все это в динамике выглядит просто великолепно и отчасти возмещает «коридорность» игры.Очень запоминается геймплей. Прежде всего — отсутствие большинства игровых индикаторов, наподобие линейки жизни, патронов и.т.д. Разработчики провернули элегантный ход... и сделали их интерактивными. Например, при нажатии таблички с текущими задачами, Артем вытаскивает планшет (на котором написаны все текущие задачи) и зажигалку в виде пули (Она тоже здесь не просто так — ее пламя показывает направление пути!), момент смены фильтра подскажет сильно запотевшее стекло противогаза и участившееся дыхание героя (Впрочем, когда фильтр подойдет к концу, главгерой поменяет его самостоятельно; от удушения не умрете, однако с запотевшим противогазом неудобно стрелять.), а сильное ранение ознаменуется заплыванием экрана и кровавыми следами на мониторе. Также приглянулись фишки наподобие фонарика, который надо время от времени подзаряжать на месте с помощью динамо-машины (также заряд фонарика пригодится для электрооружия), духового ружья, Реклама! Она повсюду! которое желательно "подкачать" воздухом для более мощного выстрела, и местной денежной системы, чем-то напоминающую первую Готику. Последняя интересная тем, что в качестве разменной монеты обитатели метрополитена используют... патроны, которые по изначальной задумке были необходимы как для отстрела различных зубастиков-людоедов, так и для бартера. Почему «были»? А потому, что из-за неизвестных соображений (скорее всего баланса), 4A Games сделали два вида патронов — самодельные и заводские. Первые дешевы и служат расходным материалом для перестрелок, вторые — валюта (можно, конечно, использовать и для перестрелок, тем более что они намного лучше самопальных, но в таком случае через пару минут вы останетесь без денег, что будет весьма неприятно).
Стоит отметить, что кроме боевого способа прохождения, в игре присутствуют и все элементы, требующиеся для стелс-прохождения. Темные помещения и укрытия? Оружие для тихого убийства вроде метательных ножей, пистолета с глушителем и арбалета? Прибор ночного зрения, используемый вместо слишком приметного фонарика? Все это в игре есть. А потому, радуйтесь сторонники тихого прохождения — многие эпизоды вы можете пройти без излишней стрельбы. Другое дело, что сама система сделана очень криво. Вроде бы в игре и присутствует необходимые элементы, но все губит система тревоги у NPC. Стоит ей всего лишь раз активироваться и все — скрытное прохождение загублено. Враги уже никогда не успокоятся и найдут Артема даже в кромешной тьме.
Тем не менее, к геймплею есть и ряд крупных претензий. Во-первых — искусственный интеллект. Противники довольно-таки глупы и частенько рвутся напролом. Но если для мутантов такое поведение вполне приемлемо, то для людей — нет. Во-вторых, странная система повреждений. Решили одним выстрелом в голову «снять» часового? Неа, сколько не старайтесь — не получится. Лучше пустите очередь по торсу, все больше толку будет.
Что еще можно поставить игре в плюс, так это графика. Отличные тени и освещение, детализация, великолепный дым, персонажи, спецэффекты... При не самом сильном движке игра выдает приятную для глаза картинку. Однако не сильно обольщайтесь — игрокам со слабыми компьютерами стоит задуматься о новом железе, иначе различного рода подвисаний не миновать, что для игры данного жанра категорически неприемлемо.
Коллекционное издание представлено следующим набором: • Диск с игрой • DVD-диск с уникальным видео-контентом • Брошюра-руководство пользователя • Карта постапокалиптического московского метрополитена • Часы с логотипом «Метро 2033»
Подведя итог, хочется сказать — «Метро 2033» очень хорошая игра, имеющая просто невероятную атмосферность происходящего, хорошую боевую составляющую, проникновенную музыку и красочную графику, что собственно и является составляющей хорошего шутера. Недостатки же не столь сильны, чтобы из-за них портилось всеприятное впечатление от игры, а потому моя оценка:
|