«Сегодня он играет Джаз – а завтра Родину продаст»
— народная мудрость.... Настоящему олдскульному геймеру полагается брюзжать. Раньше была не только зеленее трава, чище воздух, а мороженое стоило пятнадцать копеек – раньше были игры. Далее по сценарию необходимо мечтательно закрыть глаза и начать рассказывать внимательному, или не очень внимательному, слушателю про то, как был найден Г.Е.К.К., спасена от вампирской напасти Эйри или свергнут режим Дейдраны. Зато теперь — тут глаза рассказчика наливаются кровью, а подбородок начинает мелко трястись, словно у паралитика — полный кошмар, вы только посмотрите!.. Что ж, как известно, каждому свое, что и написали немцы перед воротами одного из своих лагерей труда и отдыха, но стоит только завести разговор о жанре тактических игр, как немедленно всплывает светлый образ «Jagged Alliance». Он будет навязчив, словно запах сыра из романа «Трое в лодке», но деться от него невозможно. Никуда. Это как Толкин в фэнтези: писали и лучше, но это же Толкин. Разве имеет значение, что пиксельные (нет, не сферические) кубические человечки сейчас вызывают лишь смех, что сюжет прямой и линейный, как змея, объевшаяся виагры, что «настоящи рюски» Иван Долвич — типичная западная поделка, которой не хватает только балалайки и медведя, а количество стволов не сравниться с тем же 7.62… Это все ерунда, поверьте! Ведь в то время, тринадцать лет назад, еще не было спереди пивной мамоны, на голове красовалась шапка волос, а тот спиногрыз, что принес восьмую двойку по арифметике, находился лишь на стадии проекта. Ностальгия — великая вещь. Мы же не будем предаваться этому светлому чувству, а «обратимся к стульям» — очередной отечественной игре, которой нас «порадовала» компания GFI Russia.
Нужно отметить, что кроме «Альфа – антитеррор», посвященной «волчарам, метущим реальных посанов», данная контора отметилась лишь не менее неоднозначной «Код доступа – Рай», подарившей игрокам целый набор крупных и мелких багов, поэтому сам факт того, что уроженцы стольного Зеленограда замахнулись на «Альянс», уже вызывал серьезные подозрения у почитателей серии. «Спешка нужна лишь при ловле блох» — удивительно точная и правдивая поговорка, которая, к сожалению, оказалась уместной и в случае с «Джаз: работа по найму», поскольку, узнав о готовящейся выйти в свет «7.62», блистательной продолжательнице «Бригада Е5», GFI Russia резко ускорили темпы, выпустив в продажу совершенно сырой продукт. «Пробка. Подарок из Африки» — «Приключения Шурика». Я твой дом труба шатал...
|
Итак, все та же маленькая банановая республика, только перекочевавшая в Старый свет, в Африку, те же пальмы, тот же песок и тот же пряный запах пороха, крови и раскаленного металла…
Сюжет игры как две капли воды повторяет знаменитый «Альянс», отличаясь уж совсем незначительными косметическими деталями. Кровавый диктатор, «низводящий и курощающий» местное население, некий претендент, в нашем случае — брат диктатора, низвергнутый им в ходе гражданской войны, некий человек, которому предложено вернуть все на круги своя, агентство наемников, предоставляющее свои услуги с таким «незакомым» названием I.M.A… даже знаменитый альянсовский лэптоп с непечатным паролем на своем законном месте. Радоваться ли этому? Ответить сложно.
Параллели с игрой от Sir-Tech Software прослеживаются уже на стадии создания персонажа, который, кстати, не является нашим протагонистом и может быть уволен в любую секунду, так же игра не заканчивается с его смертью — еще одна особенность, перекочевавшая в Алмазный берег из Арулько. Но именно на этом столь раннем этапе начинаются первые разочарования: тест, который нам предлагают пройти, — всего лишь забавный (по мнению разработчиков, разумеется) «фан», который никак не отражается на будущих показателях героя. Где вы, долгие часы, проведенные за постановкой галочек, где то лихорадочное биение сердца, которое непременно возникало в момент получения результатов — ничего этого, к сожалению, не будет, взамен же предлагается набор откровенно дурацких псевдокомических вопросов, тщетно силящихся быть смешными, несмотря на то что их бородатости позавидовал бы и Карабас.
Следующий после этого действа ролик отдает этакой винтажной ностальгией, призывая нас, по-видимому, проникнуться широтой африканских просторов, которую неразумные sapiens превратили в плацдарм. Разумеется, смысловой нагрузки и какой-то связи с тем, что мы увидим в игре, он не несет.
За что «Джаз» можно похвалить, так это за возможность принять сторону местных племен тутси, однако, обольщаться не стоит, потому как выбор стороны не влияет на вседавлеющую концепцию «Kill ‘em all» и сводящимся к тупой деструкции всего живого миссиям. Местный магазин — яркий пример «оружейного стриптиза».
|
Да, да, никаких интересных заданий не предвидится: НПС, которые могут выдавить из себя хоть пару фраз, столь же редки, как и осадки в пустыне Калахари, а количество квестов, предлагаемых игрой, можно с легкостью пересчитать на пальцах одной руки. В качестве компенсации нам дана возможность заниматься микроменеджментом захваченных секторов: дополнительные железнодорожные составы на вокзале, шахты на руднике, туристическое сафари (Кто же поедет-то смотреть на зебр и жирафов в страну, объятую войной?) или местное казино с блекджеком — все это служит лишь для одной цели, для получения прибылей. Однако богатство тут, словно перед нами не Африка XX века, а древняя Спарта, не в почете: потратить эти деньги все равно не на что, кроме найма ополчения. Казалось бы, тактической игре можно многое простить за качественно реализованные бои, но это не наш случай. «Мертвая змея не шипит, Не щебечет дохлый щегол, Мертвый африканец не идет играть в баскетбол. Только мертвый африканец не идет играть в баскетбол» Наши беды начинаются с интернет-магазина оружия, бесстыдно обещающего в своей рекламе «только самые лучшие стволы». Расслабьтесь: обещанные «Хеклер-Кохи» и «Кольты» долго будут оставаться рекламой, а нам придется довольствоваться несчастными хлопушками, да и они будут отнюдь не в изобилии. Когда в нашу дверь внезапно постучит счастье — в магазине появится новенький, еще пахнущий заводской смазкой ствол, тот к нему непременно «позабудут» завезти патроны. При этом местные аборигены, даже нонкомбатанты, вооружены превосходно, и имеют в своем арсенале автоматы, винтовки и гранаты. Выход, казалось бы, очевиден, но рассчитывать на трофеи не приходится. Все дело в том, что вооруженные формирования Алмазного Берега живут по принципу советских пионеров: «как повяжешь галстук — береги его», и перед смертью самолично сгрызают свои «калаши». Не удивляйтесь тому факту, что на трупе пулеметчика, лихо поливавшего свинцом ваш отряд, найдется лишь пара магазинов, дырявая каска да аптечка. И после этого Вы все еще не верите в вуду?.. «забил заряд я в пушку туго...»
|
Игра отчаянно старается испоганить игроку настроение, прибегая к самым низким приемам: численным перевесом супостатов удивить трудно, а вот карта-пятачок, размерами двадцать на двадцать шагов, на которой столпилось без малого полста озлобленных аборигенов — это уже проблема. Если бы за каждый нажатый «load» сотрудники GFI Russia получали по гривеннику, то по сравнению с ними BioWare оказались бы жалкими нищими. Нужно отметить, что местный AI этим самым «I» не блещет: все, на что способны местные вояки — переть напролом, надеясь на численность и превосходство стволов. Если тактика «гоп до кучи» не помогает, то вражины прибегают к своему козырному приему — забрасыванию наемников гранатами, проявляя при этом такие снайперские качества, что не снились и Майклу Джордану. Сделать с этим ничего нельзя, поскольку бравые чернокожие ребята способны зашвырнуть лимонку на расстояние выстрела карабина, а нам остается только сцеплять зубы, отчаянно силясь подавить нецензурную брань, и осатанело жать на давно ставший родным «load».
Неизвестно, что за злобные бармалеи сидят в зеленоградской конторе, но вышепоименованными экзекуциями они не ограничились, решив добавить еще толику «хардкорности» — убрать информер успешности выстрела. Теперь никаких процентов, все наудачу и наугад! Этим «изящным» решением был начисто убит тип прохождения «снайпер»: какой безумец будет стрелять из «Драгуна», тратя на эту процедуру массу очков действия, и не зная, будет успешен его выстрел или нет.
Возможность ведения огня по различным частям тела сохранена, но если Вы полагаете, что прямое попадание в лоб гарантирует вражине билет в страну предков, то это сильное заблуждение: примерно в восьмидесяти процентах случаев с него лишь слетит каска. Спросите, почему? Потому что заряжены простые, а не бронебойные патроны, а где взять нужные — Легба-Джи (африканское верховное божество) его знает, но точно не на пустых полках магазина.
Еще одним «орудием пытки» над несчастным игроком являются сами локации. Это или описанная выше «плешка», или же колоссальный по площади квадрат, покрытый джунглями, со сложным рельефом и различными сюрпризами антропогенного происхождения. Это было бы неплохо, да вот только бой продолжается по-сталински, до последнего человека, — вот и блуждаем мы по этому тропическому изобилию, пытаясь отыскать спрятавшегося под пальмой единственного оставшегося в живых аборигена. Поискам не помогает и крайне странно работающий слух наших героев, реагирующих на мертвецов, которые и после кончины продолжают фигурировать на карте в виде символов «слышу», но в упор не замечать живых солдат противника.
Дополнительного перца добавляет крайне милый баг, благодаря которому наши вояки, стоя, по мнению игры, слишком близко к стене здания, рискуют получить пулю прямо сквозь эту самую стену.
Графика, как и все остальные компоненты Джаза, несет на себе печать тотальной недоделанности. С одной стороны, перед нами прекрасные пейзажи экваториальной Африки с саваннами и джунглями, пальмами и пляжами, покрытыми желтым песком, с другой — фигурки персонажей, которые не выдерживают никакой критики, уступая по качеству прорисовки бойцам из вышедшей несколькими годами раньше Silent Storm. Про пиршество для глаз, которое предоставляла нам «Бригада Е5» со своими любовно отрисованными оружейными аттачами, тоже можно забыть: стволы в «Джазе» больше похожи на деревянные игрушки из далекого детства. Обещанная разрушаемость игрового пространства присутствует, но в столь убогом виде, что о ней не хочется и говорить.
Подводит итог всему этому «великолепию» озвучка персонажей, появившаяся лишь с патчем, поскольку в ванильной версии она таинственным образом пропадала после пары боев.
Что послужило причиной того, что игра, имевшая все шансы стать достойной продолжательницей Jagged Alliance, оказалась главным конфузом — теперь это уже неважно, поскольку все надежды поклонников жанра связаны с вышедшей в этом году Alliance 3D.
«Трудно тебе, Но пойми ты, В жизни теперь Другие ритмы. Конечно, трудно сразу Привыкнуть к джазу. И мне тебя немножко жаль, Старый рояль, Мне поверь, мне поверь, Старый рояль»!
Для Вас работает Еретик. Please enjoy.
|