Кажется, я изобрела новое определение в психологии… Читая фан-рассказы парня, работающего под ником Харт… По игре НВН 2…
Нет, конечно же, явление, которое я назвала “Феноменом Харта”, безусловно, существовало и до Харта, и до меня, и – вообще, наверное, с глубокой древности. Просто, похоже, его никто ещё не вычленял и не описывал. Потому что всё это не слишком распространено.
Ну, посудите сами. Мы читаем книги. Или смотрим кинофильмы. Безусловно, в процессе нам встречаются разные герои. К одним мы равнодушны, другие – нам явно несимпатичны. Но вот появляется кто-то, кто вызывает восхищение. И под этого кого-то мы начинаем невольно выстраивать себя, подражая, перенимая какие-то характерные манеры, принимая мировоззрение, которое он проповедует… В советские времена нас учили, что это правильно “делать жизнь” с кого-то, достойного подражанию. Наверное, и действительно правильно. До определённой степени. Если не доходит до маниакальной зависимости от образа. Да ладно, вы поняли, о чём это я.
А раз поняли, посмотрим, что делает Харт. А делает он что-то прямо противоположное описанному. То есть не подражает понравившемуся художественному образу, а – берёт его в своё литературное произведение и – адаптирует, если можно так сказать, под себя, придавая ему схожесть с собой в словах, поступках, ощущениях, отношении к действительности… И получается необыкновенно интересно. И – волнующе. И – так, что придуманный персонаж вдруг обретает реальную жизнь, плоть и кровь. Вот это я и называю Феноменом Харта.
Да, именно благодаря этому феномену для многих игроков, любителей фан-творчества, суровый паладин Касавир из храма Тира в Невервинтере как бы слился в единое целое с самим Хартом.
Взять интервью у Касавира с Фикбука? Почему бы и нет. Харт любезно согласился побеседовать с нами.
-- Когда мы говорим об обыкновенных пользователях Интернета, не подписывающихся собственным именем, то мы называем их подписи «никами». Но в отношении литератора это однозначно следует принимать за псевдоним. Скажите, Харт, Вам удобнее, если я буду обращаться к Вам, используя псевдоним, или Вы готовы назвать и своё настоящее имя?
-- Лучше псевдоним.) Я думаю, что в интернете раскрытие реального имени оправданно для издающихся писателей, либо людей, которые являются мало-мальски публичными личностями. Потому что имя в таком случае ассоциируют с творчеством - книгами, выступлениями, лекциями и другим материалом, который генерит человек. Когда ты пишешь фанфики или рисуешь фан-арт, тебя запоминают по нику на “ресурсах обитания”. Поэтому имя… да бог с ним, пожалуй. :) Мне кажется, в этом не очень много смысла.
-- Как бы там ни было, в любом случае я попрошу Вас в нескольких словах всё-таки рассказать о себе. Ваша профессия, Ваше кредо, что Вы любите и чего не приемлете, под каким бы соусом это не подавалось?
-- Честно говоря, подобный вопрос меня каждый раз ставит в ступор, но попробую что-нибудь ответить и заранее извиняюсь за возможную патетику. Профессия меня и мое творчество никак не характеризует, в общем-то – я аналитик, причем работа связана с финансовой сферой. На фоне фотографов, художников, музыкантов и прочих творческих людей – страшно скучное занятие. :)
С кредом и предпочтениями нравственного толка сложнее. Никогда не питал любви к личным девизам, потому что они все равно отражают лишь часть тебя, а не твое «ядро». У меня нет лозунга, который я бы мог развернуть над собой, как транспарант. У меня есть свои моральные ценности, как у любого человека, но принципа, универсального приложимого ко всей жизни - нет. Жизнь вообще слишком сложная штука, чтобы все так просто решалось одной фразой.
Из того, что можно выделить как неприемлемое… я остро не люблю всевозможную подковерную возню и совсем уж откровенное лицемерие. Жизнь во всех нас и во все ситуации вносит свои коррективы, конечно, но тем не менее.
Я из тех специфических людей, которые считают неприятную мысль, но честную - чем-то больше заслуживающим уважения, чем попытки отмолчаться. Другой вопрос, что в моем понимании честность – не есть откровенное хамство, и честный ответ может и должен быть тактичным, и самое трудное - как раз быть таковым, не теряя достоинства и уважения к другому человеку и к себе самому. Такое вот своеобразное “паладинство по жизни”.
-- Сегодня принято говорить, что люди, которые любят углубляться в фентезийные миры (в том числе и игровые), попросту бегут от реальности, которая кажется им серой, скучной и беспросветной. Но, читая Ваши фики, как-то приходит в голову совсем другое, Вы не бежите куда-то от реальной жизни, зарываясь с головой в сказку про гномов и эльфов, колдунов, рыцарей и драконов, но посредством фентези выходите на главные философские вопросы реальной жизни, чтобы их осмыслить. Это так?
-- Так и есть.)) В каком-то смысле творчество для меня остается игрой ума, площадкой столкновения моделей ценностей разных людей, даже если это юморная вещь. Текст, помимо упражнения на композицию и слог, становится неким полигоном обкатки глобальных идей. Хотя, конечно, не всегда. О шуточных вещах, написанных на спор, речь может и не идти. Мне просто нравится писать о живых героях - наверное, если без софистики, то это самый краткий и точный ответ.
С моей точки человеческая психология (какой бы ни была оболочка мира – стимпанк, киберпанк, фэнтези) всегда остается одинаковой. И когда кто-то пишет о своих героях, либо отыгрывает их – я думаю, что можно и нужно опираться на жизнь вокруг нас. Как думают люди, как они реагируют, какие эмоции испытывают. Что для них важно, а что не очень. DnD - это прекрасно, конечно, но в жизни нет универсальных схем поведения, и выписать мотивацию персонажа, руководствуясь исключительно шкалой порядок-хаос и добро-зло – не всегда возможно. Лично мне протягивать нити сходства между живым человеком и той шарнирной конструкцией, которую собой представляют те же мировоззрения – всегда интересно.
-- Традиционный вопрос этой серии моих интервью: встреча с миром НВН 2 – когда и при каких условиях она у Вас произошла? И что привлекло именно в этой игре?
-- Давным-давно.) Когда она только вышла, то попала ко мне случайным образом и тут-то все завертелось. Привлекло, наверное, то же самое, что и многих других - для меня это была первая игра с возможностью создания полностью своего персонажа не только в плане кастомизации внешности, но и в плане развития характера. Тогда это ощущение собственного влияния на сюжет и других героев произвело неизгладимое впечатление. Мне нравилось сочинять эту историю со всей ее жизнью хотя бы у себя в голове, ковыряться в нюансах, сопоставлять факты и варианты поведения героев. Это было и остается крайне увлекательным.
-- Давайте, поговорим об основном герое Ваших литературных работ по НВН 2. Касавир… Чем именно он интересен Вам?
-- Ну, давайте. :) Я бы сказал, что интерес определила некоторая степень родства в области серьезности, пафоса и занудства. XD
Кроме шуток: он мне близок чисто по-человечески, пожалуй. Здесь я оставлю в стороне дискуссию о предыстории Касавира, вырезанной из игры, вкусовщину и моральную оценку его действий, которая разнится от игрока к игроку. Потому что я сам склоняюсь к позиции, что он после всей истории с дуэлью и Офалой осудил себя куда строже, чем буква закона, и в его понимании закон оказался недостаточно справедлив по отношению к нему самому.
Я люблю подобный типаж героев - без сверхспособностей и ролей первой величины, но из тех, которые остаются “просто хорошими людьми” и отстаивают либо собственные принципы, либо некую внутреннюю чистоту, причем срок этой борьбы - вся жизнь.
В моем понимании грамотно выстроенный образ паладина в том числе может быть “об этом”. Не про морализаторство, а про гармонию с совестью и некое сохранение своего “я”, принципов, чести и достоинства без открытой войны со всем миром. Обсидиану получилось обрисовать именно такой образ, на мой взгляд.
Вопрос религии здесь тоже играет огромную роль - так как еще встает вопрос, как быть хорошим верующим человеком, но не превратиться в фанатика-проповедника. Это вопрос сохранения “живой” веры, а не списка церковных догматов. В пользу Касавира, думаю, говорит, что он за всю игру ни разу не накинулся на ГГ “со словом божьим”. Человеческого в этом персонаже больше, чем религиозного.
Кроме того, отделить себя от мира и быть собой намного проще, чем одновременно быть собой и попытаться сделать что-то другим во благо. В жизни и в играх я глубоко уважаю людей и персонажей, которые идут вторым путем. Он сложнее.
-- Из всех сопартийцев главного героя в НВН 2 Касавир, пожалуй, единственный, кто безоговорочно остаётся на стороне добра. Именно за это и критиковали его многие геймеры. Именно поэтому девушкам Касавир как романсабельный персонаж казался скучным и пресным. Как Вы думаете, почему добрые герои в наше время, скажем так, не слишком популярны в народе? И почему добро вообще теряет свою привлекательность для современников?
-- Мне кажется, что здесь во многом вопрос аудитории. Не в обиду будь сказано подросткам и в целом юным людям где-то лет до 20 – но многие из нас принимают за слащавое рафинированное добро те ценности и устои, которые пытаются силой навязать родители, учителя в школе и другое доминантное по отношению к молодой личности старшее окружение. Поэтому многие - и это абсолютно нормально, ИМХО - из кожи вон лезут, чтобы показать, что они не такие, что они сами по себе, «не с этими вот», «не с быдлом», отличаются, имеют собственный голос. Хотят выбирать сами, хотят быть свободными, сильными и так далее. Еще не зная того, что на самом деле – свобода, человечность и моральное мужество – первейшие прерогативы того самого добра. На самом-то деле. И, по сути «темные и мрачные герои», которые сражаются за хорошие ценности перед лицом лживого общества (глубоко условный стереотип) – это не более чем проекция их же поведения в каком-то смысле. Так лучше виден контраст, что «вот я, а вот они».
Разобраться в оттенках добра, которое кажется чем-то вроде заезженного ярлыка – уже задачка посложнее. И требует более спокойных условий. Так что добрый персонаж просто не всегда отвечает запросу на бунт целевой аудитории – я бы назвал это так. Хотя при этом в жизни, я думаю, никто не отказался бы от по-настоящему верного и доброго друга, на которого всегда можно положиться.
Хотя, конечно, это узкая точка зрения на вопрос. Я уверен, что есть люди, которые недолюбливают добро и по другим причинам – скажем, в силу возрастного цинизма.
С Касавиром ситуация осложняется и тем, на мой взгляд, что его конфликт обозначен не так открыто, как это сделано в случае других героев. У него нет броскости, кидающейся в глаза. Плюс, если будем откровенны, шипперить персонажей с разрывом в возрасте лет в 15-20 - это занятие сильно на любителя.
-- Как по-Вашему, можно ли ролевые игры считать своеобразным тренажёром жизненных ситуаций, чем-то, что учит принимать правильные решения, преодолевать трудности, бороться и побеждать по жизни?
-- Мне кажется, здесь как в «Балладе о книжных детях». :) Еще до того, как РПГ появились - все было. :)
Конечно, учит. Я думаю, когда мы играем в хорошие игры и читаем хорошие книги (само собой, я не о своих экспериментах, а о той же классической литературе) – мы усваиваем некий ценностный, эмоциональный и ситуативный опыт. Я иногда, как человек немного пишущий, усваиваю для себя еще и авторский, сюжетный.
Но как минимум – если игра сделана хорошо, она неминуемо оперирует выбором и последствиями. Столкновение с последствиями решений – самая важная в данном случае вещь. Если игрок «огребает» и вынужден расплачиваться за выбор тем или иным способом – он так или иначе переживает какие-то эмоции, а после - решает, что для него важнее. Примитивно говоря, спасти тех-то или получить ту шмотку.
Но это справедливо только для отыгрыша характера, не для манчкизма. И игры, конечно, реальной жизни не заменят, как любая книжная теория никогда не заменит практики. Помахать мечом тяжелее, чем почитать статью о фехтовании. Х)
-- В какие компьютерные игры Вы играли с удовольствием, кроме НВН 2?
-- Я очень люблю серию «Ведьмака» и иногда (раз в пару лет) запоем переигрываю все три части Mass Effect – непременно одним персонажем, чтобы получилась законченная история. Мне понравилась, хоть и не вдохновила на творчество, Pillars of Eternity – такой добротной ностальгии по олдскульным РПГ я не ощущал давно. Она иногда кажется слишком завершенной, чтобы туда что-то хотелось дописать свое. Возможно, только для меня.
Иногда я играю в пятых «Героев Меча и Магии». Люблю эти панорамы замков.)
Еще я очень люблю наших российских игроделов Ice-Pick Lodge с их, не побоюсь этого определения, вконец укуренными «Тургором» и «Мор.Утопия». От идейности и стилистики языка в этих играх тебя обычно уносит куда-то вдаль.
-- Если бы Вам предложили принять участие в создании диалогового мода для НВН 2, скажем, стать автором диалогов дружбы для Касавира (любовь уже неплохо прописана в Романс Пак), Вам было бы это интересно?
-- Безусловно! Другой вопрос, что я медлительный в вопросах творчества. Так что, как проект – это звучит интересно, участие в нем тоже интересно, но дальше вступают в дело нюансы техники и конкретики, которые, наверное, стоило бы обсуждать не в интервью.
-- Что Вы могли бы пожелать нашим геймерам в преддверии юбилея любимой игры?
-- Ну, у геймеров все равно за пределами ресурса своя жизнь, так что у кого сейчас в жизни напряженно и трудно - тем сил и покоя, грустным - тепла, скучающим - интереса и яркости, людям работающим и просто творческим - терпения, упорства и вдохновения.
Любите своих персонажей, которых отыгрываете, не бойтесь смотреть глубже на сюжеты и мотивы, которые обозначили разработчики (даже если кажется, что не доделано) - и любая игра обязательно зацепит вас за живое и окунет в свой мир с головой. :)
Ирина МАСЛЕНИЦЫНА (Базилисса)
|