Manhunt. Оправданная жестокость
Тихая, тёмная подворотня. Здесь никого нет, кроме парочки голодных крыс, снующих туда-сюда, и прикорнувшего у стены бомжа. Здесь и ни должно быть никого особенного. Но всё же...
В подворотню развязной, явно нетрезвой походкой выруливает человек. Лицо его скрыто за цветастой маской. За спиной торчит окровавленная бейсбольная бита. Он не спеша подходит к стене, расстёгивает ширинку и начинает отливать прямо на спящего бомжа.
Он не замечает, как сзади к нему бесшумно подкрадывается кто-то. Чьи-то сильные руки, сжимающие медную проволоку, обвивают её вокруг шеи человека с битой – он хрипит, дёргается, лицо его багровеет, а глаза начинают вылезать из своих орбит. Ещё несколько секунд – и он грузно, как мешок с мусором, падает на землю. Пульса нет, дыхания тоже. Он мёртв. По штанам предательски расползлось позорное мокрое пятно.
Тот, кто его убил, достаёт из-за спины наточенный мачете и начинает хладнокровно кромсать труп на части. Гулкие, чавкающие звуки разносятся по всей подворотне.
Дело сделано. Убийца угрюмо смотрит в верхний угол подворотни – туда, где уютно расположил свой видео-глаз Большой Брат. Он поднимает на вытянутой руке отделённую от тела, густо сочащуюся кровью голову. Запертые электронные ворота за его спиной с тихим шелестом открываются.
Бомж сидит неподвижно. Из дыры в его груди выглядывает крыса, зажавшая в зубах кусок чёрной, как смоль, печени…
Кудесники из Ада
Всё-таки, как ни крути – а разработчики из Rockstar North всю свою карьеру занимаются тем, что методично превращают всех, кто играет в их игры, в закоренелых садистов и маньяков.
Если посмотреть на их послужной список работы в составе Rockstar Games, начиная с 2001 года – можно увидеть все части Grand Theft Auto, начиная с третьей, вестерн Red Dead Redemption, серию Manhunt и третью часть Max Payne. Обратите внимание – во всех этих играх игрок волен убивать людей – зрелищно, жестоко и в больших количествах. Все вышеперечисленные игры принесли издательству и студии огромную популярность и баснословные продажи. И, кроме этого – тысячу и один судебный иск, направленный против пропаганды в видеоиграх насилия, секса и наркотиков.
Возможно, разработчики из «Рокстар» делают всё это не в целях пропаганды, а с миссией предостеречь игрока – мол, посмотри на всё это непотребство здесь и ни за то не повторяй в реальной жизни! Повторил и получил тюремный срок? Значит, сам виноват – мы тебя предупреждали, и силком за игру не усаживали.
Так или иначе, в той же серии GTA, насилие не является основным методом игры – полицейских можно не провоцировать, прохожих – аккуратно объезжать. Таким образом, куролесить и отрываться на полную катушку вы будете исключительно в сюжетных заданиях – уж там без перестрелок и погонь не обойдётся. Боевики про бандитов - сами понимаете…
Таким образом, на фоне своего более успешного и масштабного «большого брата», серия Manhunt приобретает совершено другие, ассиметричные черты. Это медленные, медитативные и компактные игры, где насилие – это не просто универсальный ответ на все вопросы. Это ваш музыкальный инструмент – кровавая скрипка, на которой вы играете свою Оду Жестокости и Кровожадности…
Сэр, на вас объявлена охота!
Действие первой части разворачивается на территории Карцер-Сити – местного аналога Аркхем-Сити из одноимённой игры про Бэтмена от Rocksteady Studios. Это место, где обычным, миролюбивым людям делать нечего – здесь обитают исключительно душевнобольные, жестокие и просто на всю голову отмороженные асоциальные отбросы общества. Другими словами – ублюдки без тормозов и совести, одержимые только жаждой убийства.
Главный герой, в общем то, тоже далеко не святой – Джеймс Эрл Кэш, приговорённый к смертной казни, внезапно, как по волшебству, оказывается на свободе, а неизвестный голос в наушнике настойчиво бубнит от том, что бы Кэш следовал его указаниям – и в награду окажется на свободе ещё до наступления рассвета.
На самом деле, незнакомец «немного» лукавит – отпускать Кэша никто не собирается. Теперь он – главный герой экстремального реалити-шоу, цель которого – найти и убить отпущенного на свободу уголовника. С этой целью на улицы города выпущены толпы маньяков и убийц. Все они знают Кэша в лицо, всем дан чёткий указ – стрелять на поражение. Джеймс, в свою очередь, волен защищаться любыми доступными ему методами и убивать абсолютно любого, кто встанет на его пути. Никаких переговоров, никаких сделок. Здесь не берут пленных и не молят о пощаде – кровавое сафари на человека как оно есть, снимаемое сотнями скрытых камер и транслируемое в Интернет на потеху кровожадной публике.
Задача игрока – выжить, дойти до самого верха, где восседает охочий до его крови режиссёр шоу, и расправится с ним, попутно отправив на тот свет всех его приспешников. Но сделать это не так просто.
Противники многочисленны, умны и коварны. Соваться на «рожон» и идти в рукопашную, с «шашкой наголо», никто не запрещает, но шансы выжить при этом мизерные, особенно учитывая то, что враги, как правило, вооружены куда лучше, чем игрок. Единственная верная тактика – выжидать удобного момента, когда кто-нибудь из вражеской группы отделится и отойдёт на приличное расстояние и бить исподтишка, в спину, а после бежать и прятаться в тень – единственное место, где вас не заметят и где можно хоть немного перевести дух.
Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной - когда топорик мой со мной!
В игре существует три способа убить врага. Все они различаются по скорости исполнения и, конечно, по количеству крови и кишок, которые при этом летят в ваш экран. Противника можно убить быстро и гуманно, можно помучить немного дольше, но истинные фанаты предпочитают третий, самый кровожадный и жестокий способ – с его помощью Кэш творит с отморозками такое, что беременных, стариков и детей на носилках уносят от монитора. А учитывая солидный арсенал холодного оружия, который в буквальном смысле валяется под ногами, вариативность смертоубийств достигает невиданных высот! Кэш вонзает в сонные артерии куски стекла и монтировки, душит пакетами и удавками, рубит головы острейшим мачете и буквально разносит черепушки на куски бейсбольной битой – одним словом, зрелище не для слабонервных. Такой «жести» не покажут даже по НТВ!
Зачем вам голова, товарищ? Вы же ей только кушаете.
Со временем, обычных бандитов и психов заменяют товарищи посерьёзнее – вроде полиции или особого спецназа, посланного режиссёром по вашу душу. Таких противников уже не застигнешь врасплох, по одному они ходят редко, да ещё и щеголяют с огнестрельным оружием. И если вы не хотите проверить на практике, что сильнее – дробовик или лом – то рано или поздно тоже обзаведетесь пушкой помощнее. В такие моменты фирменный стелс и бег по потёмкам отходит на второй план, и игра превращается в чистой воды шутер, где вам уже не нужно изучать маршруты и прятать трупы, а достаточно сидеть в укрытиях и метко стрелять.
На всём протяжении игры, вы вольны решать, как вам поступить – пройти уровень «по-тихому», выслеживая и устраняя врагов по одному, или раздобыть автоматическую винтовку и затеять большую перестрелку. По окончанию каждого этапа, игра выставляет вам оценки и начисляет итоговый рейтинг, и для достижения наибольшего результата от огнестрела придётся отказаться.
Помимо небывалого для того времени уровня виртуально насилия, игра так же запомнилась и колоритными промежуточными боссами. В игре Кэшу противостояли сверхагрессивный командир отряда «коммандос», который не стеснялся убивать свои же подчинённых. Белый кролик, словно сошедший со страниц «Алисы в Стране Чудес» Кэрролла, только здесь это разжиревший, грязный и матерящийся уголовник в нелепом костюме зайца. И, конечно, почти финальный босс в лице Хрюши, но не того, который вёл вашу любимую детскую программу, здесь он совсем другой. Местная двуногая свинья периодически выпрыгивает из-за угла, противно и громко визжит, пытается расчленить вас посредством бензопилы и вообще ведет себя совсем не по- джентельменски.
А вот и Хрюша собственной персоной. Уход с телевидения сказался на нём не самым лучшим образом.
А вот здешние локации получились донельзя стандартными. Заброшенный зоопарк, гипермаркет, свалка металлолома, психиатрическая больница, туннели метрополитена – во всех этих местах игроки уже побывали и до Manhunt. С другой стороны, обилие тактик и врагов увлекало настолько, что игроки не обращали внимания на не самые оригинальные в жанре места действия.
***
Игра дебютировала в ноябре 2003 года на Playstation 2, в апреле следующего года – на Xbox и PC,и в целом была тепло встречена критиками и игроками, а вот ассоциации по присваиванию рейтингов не взлюбили её с первого взгляда.
ESRB выставила игре оценку M(Mature) – «запрещено для лиц моложе 17 лет». Австралийский EFLC вначале оценила игру как MA15+ и пустила в местные магазины, однако позже в игру сыграли ещё раз (на этот раз – на трезвую голову) и изъяли из открытой продажи, запретив заодно дальнейшее распространение по всей Австралии. Игра была так же запрещена в Великобритании, Германии и Новой Зеландии, что впрочем, не помешало ей наработать определенную кассу и собрать вокруг себя армию фанатов.
Именно наличие большой фанатской базы сподвигло Rockstar Games на создание и выпуск второй части «симулятора садиста».
Я не волшебник, я только лечусь
Вторая часть Manhunt была выпущена в октябре 2007 года на Playstation 2, Playstation Portable и Nintendo Wii, а в ноябре 2009 – перенесена на персональные компьютеры.
В продолжении разработчики из студий Rockstar North, London, Toronto и Leeds решили отойти от тематики «охоты на человека в прямом эфире», и представили на суд игроков нового главного героя и его историю.
В Manhunt 2 мы играем за Дэниэла Лэмба, или просто – Дэнни. По сюжету Дэниэл был одним из учёных, разрабатывающих сыворотку по превращению человека в идеального солдата и убийцу. В частности, в ходе экспериментов он на себе опробовал своё же творение, что повлекло за собой серьёзные проблемы с памятью и психикой. Но на момент начала игры, Дэнни ничего этого не помнит – он почему-то в психбольнице, почему-то вокруг воют сирены и в панике бегают санитары, а единственное знакомое лицо, его друг Лео Каспер, в срочном порядке предлагает «сматываться отсюда» и предупреждает о том, что «Корпорация не оставит нас в покое». Что это за «Корпорация»? Почему они охотятся на Дэнни? Что он успел натворить? И кто такой, чёрт возьми, этот Лео? Игра постепенно отвечает на эти и другие вопросы, и не всегда ответы на них являются однозначными.
В отличие от сюжета, основа геймплея во второй части не претерпела особых изменений. Мы всё так же прячемся в тенях, выманиваем охотников и казним их различными способами по средствам широкого арсенала колюще-режущих предметов. Впрочем, удавкой и заточкой дело не ограничивается – теперь врагов можно «казнить» и с помощью огнестрельного оружия. Но самое главное нововведение по части смертоубийства во второй части – это «особые» казни, которые Дэнни может применить в отведённых для этого местах, даже если у него нет оружия. При «особых» казнях персонаж использует окружающие его предметы – забить до смерти об бочок унитаза, задушить телефонным проводом, повесть на крюках, сунуть голову в электрощиток или размозжить её же крышкой от канализационного люка – подобные казни встречаются в игре сплошь и рядом и считаются верхом жестокости и вандализма.
Это не я его, это он сам. От запаха. Смывать, блин, надо!
Претерпела изменения и сама система обычных казней. Если в первой части, Джеймс Кэш всё делал сам, а само убийство транслировалось как не интерактивный ролик на движке, то теперь разработчики предоставили игроку полное погружение в процесс убийства. От него требуется вовремя совершать необходимые движения мышкой или контролёром – двигать взад-вперёд, влево-вправо или же крутить по или против часовой стрелки. От того, насколько быстро и чётко вы выполните все команды, зависит то, довершит ли Дэнни свой кровавый ритуал или прервётся на полпути.
Против лома - нет приёма. От кувалды - не сбежишь.
Впрочем, разработчики не стали менять удачную формулу жанрового сплава из стелса и экшена и ввели в игру второго играбительного персонажа – друга Дэнни, Лео. Именно уровни, посвящённые Лео, наполнены ураганными перестрелками и погонями – там, где Дэнни, затаив дыхание, пробирается за спины врагов и вспарывает им животы монтировкой, Лео предпочитает метко целиться из автоматической винтовки и взрывать головы врагов, как спелые арбузы, что во второй части можно было делать намного легче благодаря встроенной системе автоприцеливания.
Лео на пробах в нового "Терминатора". Неплохо, только статиста понарошку убить надо было.
Вместе с Дэнни и Лэо игрок попадает в самые разнообразные злачные места. Среди них встречаются и весьма колоритные – подпольный клуб любителей BDSM, заброшенный кинотеатр, где на большом экране транслируется порнофильм, или, например, декорации, используемые для съемок юмористических сериалов и фильмов жанра «вестерн». По сравнению с первой частью, локации стали самобытнее и уже не так легко забываются после прохождения того или иного уровня.
А вот чего вторая часть оказалась лишена, так это оригинальных и интересных промежуточных боссов. Никого, сапостовимого тому же Хрюше из первой части, разработчики, к сожалению, на этот раз придумать не смогли или не захотели.
***
Сиквел сериала был встречен неоднозначно как критиками, так и игроками, и в целом оценивается хуже, нежели его предшественник.
А вот со стороны блюстителей цензуры всё было как раз наоборот – игра вызвала ещё больший водоворот негодования и претензии, чем первая часть. Казни в ней были жёстче, крови – больше, а сексуальная пропаганда – откровеннее и, конечно же, это не прошло мимо ассоциации по выставлению игровых возрастных рейтингов.
Игре отказались выдать рейтинг в Великобритании, Италии и Ирландии. Не лучше с этим обстояли дела и в Соединённых Штатах Америки – ESRB выставила игре рейтинг AO(Adults Only) – «Только для взрослых» - наиболее серьёзный из существующих рейтингов, выставляемый только порнографии и картинам жанра «снафф» (в них демонстрируется реальные убийства людей).
Rockstar Games пришлось пойти на понятные уступки, чтобы, кроме России и стран СНГ, продать игру где-нибудь ещё.
Версия для консолей была модифицирована, а казни в ней – замылены до такой степени, что бы игрок мог только догадываться, что это там Дэнни совершает с очередным своим обидчиком.
Но даже в таком виде игра всё равно получила серьёзный, «взрослый» рейтинг M(Mature). Впрочем, этот рейтинг всё-таки позволил игре попасть в магазины Англии и Северной Америки.
В остальных европейских странах запрет на продажу остался в силе и является таковым до сегодняшнего дня.
Наследие серии
О судьбе третьей части доподлинно ничего не известно. Какое-то время существовала страница, где предлагалось поставить свою подпись под петицией с просьбой выпустить Manhunt 3, однако позже издательство Take-Two Interactive прикрыла не слишком популярную фанатскую затею. В настоящее время, никаких известий об игре непосредственно от разработчиков прошлых частей, Rockstar North, не поступало, и, скорее всего, до анонса Grand Theft Auto 5 на PC и консолях нового поколения, фанатом серии ждать нечего. Даже если третья часть появится на свет, она, скорее всего, будет или модным сейчас HD ремейком, или полным перезапуском, где от истории про Кэша и Дэнни открестятся, как от страшного сна.
С другой стороны, всё не так уж и плохо, а сам жанр стэлса, вперемежку с экшеном живёт, цветёт и пахнет, и вовсе не ограничен одной лишь серией Manhunt. Обе игры, в особенности первая часть, породили особую эстетику, которая передаётся из проекта в проект по всему миру.
За примером далеко ходить не надо – российскими разработчиками из «Ориона» был выпущен боевик «Чёрная метка» по одноимённому рассказу Андрея Дашкова.
В нём главный герой оказывается в центре экстремального телевизионного шоу, в котором он – жертва, которой нужно убежать от охотников и передать своё бремя беглеца следующему игроку…Вы уже догадались, откуда здесь растут рога?
Геймплей так же является копией первого Manhunt – такие же прятки в тенях, отчаянные рукопашные или перестрелки. Однако разработчики из «Ориона» приправили игру и своими, уникальными фишками – навроде тотализатора, где можно ставить деньги на самого себя, и колоритного «чёрного» юмора.
Так или иначе, «Чёрная метка» - один из многих примеров, которые можно здесь привести. Серия Manhunt не прошла незамеченной среди мировой прессы и геймеров – она оставила ощутимый след в истории видеоигр и преданных ей фанатов, которые даже спустя десятки лет всё так же с упоением подкрадываются в тенях и душат врагов полиэтиленовым пакетом.
Но главное, запомните – никогда не повторяйте в реальной жизни то, что совершили в игре! Поскольку от смертной казни, конкретно вас уже не спасёт никакой безумный режиссёр.
С вами был Никита «Incvizitor» Мищенко! Любите классику, играйте в классику! До скорых встреч!
|