Warhammer… как же много значит это слово для тысяч поклонников по всему свету. Созданный в 1982 году сотрудниками компании Games Workshop Ричардом Халливелом (Richard Halliwell), Брайаном Анселом (Bryan Ansell) и Риком Пристли (Rick Priestley) сеттинг стал одной из самых крупных и детально разработанных игровых вселенных, включающей в себя настольные и компьютерные игры, художественную и специальную литературу и многое другое. Изначально существовал Warhammer: Fantasy Battles (о котором и пойдет речь в данной статье), придуманный английским фантастом Майклом Муркоком, планировавшим выпустить цикл книг в составе «Мультивселенной». Позже появился и Warhammer: 40 000 — далекое будущее, где орки перекочевали на звездолеты, а эльфы сменили луки и стрелы на бластеры и болтганы.
Во вселенной Молота есть место только войне. Огромные армии или маленькие отряды – это не имеет значения — сходятся в смертельном противостоянии под небом, которое, кажется, никогда не освещает солнце, сокрытое плотной пеленой грозовых туч. Это мир насилия, ксенофобии, мир, наполненный страхом и смертью. Кто ужаснее: порождения Хаоса, вышедшие их самых глубин ночных кошмаров, или религиозные фанатики-флагелланты, вырезающие слова священных литаний на собственных лицах, — сложно выбрать, не правда ли? Dark Fantasy, помещенный в Европу поздних Средних Веков со всеми прелестями периода: инквизицией, острыми шпилями соборов, бесконечными кострами, с корчащимися в предсмертных мучениях жертвами, — все это дает просто потрясающий эффект «живого» и по-настоящему самобытного мира. Не удивительно, что с многочисленных полей битв, расположенных на столах игроков, Warhammer перекочевал на экраны мониторов: были созданы Warhammer: Shadow of Horned Rat и Warhammer: Dark Omen – весьма достойные стратегии, выполненные по всем законам сеттинга. Но с 1998 года, когда была выпущена последняя игра, разработчики не баловали почитателей Мира Молота новой продукцией, поэтому творение малоизвестной венгерской фирмы Black Hole (Аrmies of Exigo) привлекло всеобщее внимание.
«I can see in your eyes
that you fear this enemy.
I can see in your eyes that you wonder
How we can fight such terrible monsters»
Magnus Pious at the Battle of the Gates of Kislev.
Начавшаяся в 2302 году Великая Война с Хаосом завершена. Кислев, столь похожая на Польшу и Московию северная страна, лежит в руинах, а Прааг, один из самых крупных городов кислевитов, превратился в ужасный памятник триумфу сил тьмы: её каменные стены и здания приняли адский облик. Те горожане, которым не повезло остаться в живых во время резни, были затянуты в вихрь искажения, их живые тела вросли прямо в стены города, так что больше нельзя было отличить человека от камня. Теперь перекошенные лица с мукой взирают со стен, агонизирующие конечности выступают из тротуаров и каменных кладок, отовсюду доносится безумный визг голосов, которые когда-то были людскими. Магнусу Благочестивому, тогда еще не императору, а простому дворянину из Нульна, удалось остановить полчища Хаоса, одержав победу в кровопролитной битве у стен Кислева, но победа досталась дорогой ценой, слишком дорогой… Именно в разоренной, наполненной мародерствующими варварами-хаоситами и орками северной части Империи разворачиваются события Warhammer: Mark of Chaos.
Mark of Chaоs — это история двух людей, столь непохожих, преследующих диаметрально противоположные цели, история имперского дворянина Стефана Кесселя и Торгара Кровавого, воителя Хаоса. Black Hole предлагают нашему вниманию две компании, которые переплетаются и органично дополняют друг друга — имперскую и компанию Хаоса. Нужно отметить, что они далеко не равноценны, поскольку светлым (Империя, эльфы Ультуана и гномы) повезло значительно меньше, чем темным (Хаос и крысолюди – скавены): тут и менее интересный сюжет, и однотипные миссии, лишенные «изюминки», и куда более простые сражения. Некоторое недоумение вызывает и стартовый ролик, прекрасно сделанный Digic Pictures, ответственной за спецэффекты к «Терминатору 3», но совершенно не относящийся к тому, что потом будет происходить на экранах наших мониторов. Передавать содержание сюжета не имеет смысла, поскольку, он весьма интересный и в чем-то даже детективный, зато можно посетовать на то, что обещанный нам разработчиками полноценный макроэкономический режим: захват городов, приватизация кузниц, лесопилок и прочих ресурсодобывающих построек, необходимых для найма серьезного войска, так и остался нереализованным. Вместо этого предлагается набор чередующихся стандартных миссий: сражение в поле, осада или оборона города, которые изредка разбавляются чем-то по-настоящему интересным. Предусмотрены и миссии-дуэли, но поединки страдают от полного, или почти полного, отсутствия анимации, что естественно для «настолки», но совершенно непростительно компьютерной игре. Да и разнообразием они тоже не блещут: пришел, увидел, победил — и вся недолга. Никакой свободы выбора нет — наш путь лежит по заранее прочерченной разработчиками дороге.
За что же можно похвалить игру однозначно (не считая конечно же прекрасно переданного «духа» Мира Молота), так это ролевая составляющая. В какой еще стратегической игре герои обладают столь развитыми древами навыков? Нужно отметить, что все они распределены по трем категориям: боевые, позволяющие персонажу громить врагов, становясь на поле боя настоящей машиной смерти, командирские — усиление солдат того отряда, в который включен герой, и, наконец, дуэльные — навыки, которые пригодятся лишь в поединках тет-а-тет с вражескими командирами. В Mark of Chaos нужно внимательно следить за распределением очков навыка, поскольку цена неправильного решения весьма велика. Возможность преподнести сюрприз неприятелю дана и рядовым бойцам. Например, мечники закрываются щитами от вражеских атак, аркебузиры стреляют залпами, нанося колоссальный урон…
Имеется и характерный для РПГ, а никак не для стратегий, инвентарь: персонажи могут менять оружие, щиты и доспехи, использовать всевозможную бижутерию – кольца и амулеты. Даже боевого скакуна необходимо приобретать, поскольку изначально наш герой сражается пешим — все это не что иное, как явная отсылка к настольной версии игры. Что интересно, все предметы сами по себе не наносят урона, но добавляют различные бонусы к базовым умениям. Но все это не главное в Мире молота, где главный акцент смещен в сторону сражений.
«We fight them with our steel,
we fight them with our courage,
but above all we fight them
with our faith in Sigmar»
Magnus Pious at the Battle of the Gates of Kislev.
Как известно, практически во всех настольных варгеймах (и Warhammer здесь не исключение) имеют место быть так называемые «очки стоимости» — специальные баллы, на которые и составляется войско конкретной расы на конкретный бой, кроме этого, имеется и деление на штатные войска, чудовищ, редкие подразделения и тп. Смысл данных «танцев с бубном» в том, что необходимо соблюсти игровой баланс, сохранить численную пропорцию между дорогими, но сильными бойцами и рядовыми солдатами. Black Hole скрупулезно перенесли это все в свою игру: перед началом каждого боя мы вынуждены тщательно выбирать войска, думать о том, в какой же местности предстоит сражение, какие нам противостоят силы противника. И это не пустые слова, поскольку в одной ситуации будут полезны алебардщики, а в другой — меченосцы.
Битва, как и положено по канонам жанра, начинается с расстановки армии. Самостоятельно действуют герои, чудовища, артиллерия — так называемые «крупные» фигуры, остальные же сражаются в составе полков. Нужно отметить, что герой может быть присоединен к любому штатному отряду, солдаты которого будут получать бонусы от умений своего лидера.
На первый взгляд бой очень похож на то, что мы видели в линейке Total War, но это только на первый взгляд, поскольку отличий куда больше, чем сходств. Начнем с того, что рельеф и строения на поле боя в Mark of Chaos не просто создающая антураж красивая картинка, но важная составляющая стратегии победы. Холм дает массу преимуществ расположенному на нем отряду, а в заброшенную церковь можно поместить отряд стрелков, которые будут вести из окон огонь по неприятелю. В игре представлены почти все составляющие «боевки» настольного Warhammer, например, боевой дух. Это один из ключевых показателей, поскольку полностью деморализованные воины утрачивают способность сражаться и ищут спасение в бегстве. Что любопытно, у разных рас боевой дух настолько сильно отличается, что приходится каждый раз строить новую тактику. Весьма эффективна магия — так, например, имперский огненный маг не уступить по наносимым повреждениям тяжелому орудию, а выпускаемые им файерболы душевно порадуют противника.
К сожалению, есть и одно печальное «но» - почти все тактические уловки нужны лишь в режиме мультиплеера, когда состязается человек с человеком, в компании же бал правят герои, способные разбрасывать неприятеля, как былинные богатыри, да стрелки. Велика и роль артиллерии. Практический любой игрок после пары-тройки боев неизбежно переходит к тактике, которая заключается в медленном продвижении по полю битвы, сопровождающемся расстрелом из пушек и аркебуз вражеских отрядов, кидающихся на нас поодиночке. В критической ситуации в дело вступает тяжелая кавалерия, но это единичные случаи.
«Три вещи делают Империю великой, как она есть — вера, сталь и порох»
Магнус Благочестивый.
Если Империю великой делают сталь, порох и вера, то одна из главных составляющих любой игры — это графика. И к чести Black Hole надо сказать, она до сих пор радует глаз. Особенно замечательно смотрятся фигурки солдат, поскольку это не просто пиксельные юниты, которых предлагают нам разработчики других игр, а тщательно оцифрованные оловянные и пластиковые миниатюры Citadel! Каждое лицо может быть узнано любителям и коллекционером Warhammer. Согласитесь, это немалого стоит. Под стать бойцам и статичные элементы, которые встречаются нам на поле боя: полуразрушенные башни, замки, черные корявые деревья, протягивающие скрюченные ветви к вечно серому небу — все это создает отличную картинку и очень правильное, «вархаммеровское» настроение.
Но и тут найдется место ложке дегтя: Black Hole крайне поскупились на анимацию. Мы, например, не увидим тут таранных ударов тяжелой кавалерии, столь полюбившихся по Rome: Total War. Крайне убого выглядит странная серо-зеленая трава, напоминающая щетину старой зубной щетки. Все это некритично, да, но некоторый неприятный осадок в душе остается, не способствуют благодушию и непонятно откуда накатывающие тормоза, хотя в целом игра работает весьма шустро.
Атмосферу героического «Темного фэнтази» поддерживает музыка, звучащая в игре. Над саундтреком потрудился никто иной, как легендарный Джереми Соул, написавший музыку для ставших классикой Dungeon Siege, Total Annihilation, Baldur's Gate: Dark Alliance, Warhammer 40 000: Dawn of War, TES 3: Morrowind, TES 4: Oblivion, Dragon Age и многих других.
Именно сплав музыки, графики и почти тридцатилетних традиций Warhammer, любовно сохраненных сотрудниками Black Hole, и делают Mark of Chaos достойной продолжательницей Shadow of Horned Rat и Dark Omen, игрой, занявшей место на полках сотен тысяч поклонников Мира Молота по всему миру.
- Разработчик: Black Hole Entertainment
- Издатель: Namco
- Жанр: RTS
- Платформы: ПК (Microsoft Windows), Xbox 360
- Дата выхода: 14 ноября 2006 года
Для Вас работает Еретик, please enjoy.
|