Время не трать даром — молод ты или стар. Учись отвечать ударом на каждый судьбы удар. Пусть крепче булатной стали будет твоя рука, Чтоб зря враги уповали на мощь своего клинка! — Из трактата по Окинава - тэ. XVIII в.
Странное же представление о культуре и жителях всех земель, находящихся восточнее Польши, сложилось у населяющих Новый свет англосаксонцев! В основном, мозг местных обывателей забит набором шаблонных «развесистых клюкв», например о «заснеженной стране медведей», где зима продолжается четыре сезона, где жители играют на Balalaika, пьют Vodka и все поголовно коммунисты. Поднебесной Империи «повезло» не меньше: игрушечные домики с бумажными фонариками, мудрецы с козлиными бородками и мальчики - каратисты... о, без выкриков «Ки - я!» и хаотического сучения передними и задними конечностями, китаец, в представлении англосакса, перестает быть китайцем. Не удивительно, что весь этот «клюквенный дендрарий» в полном великолепии расцвел в игре от знаменитейших и, не побоюсь этого слова, легендарных Bioware, игре, названной ими
Jade Empire.
Итак, канадские кудесники (к их чести, довольно внимательно и основательно) «покурили» «Сказки народов мира», а точнее раздел, относящийся к Дальнему Востоку, однако, несмотря на это, состряпали весьма посредственный и банальный сюжетец. Да - да, пресловутой «ложкой дёгтя» я, вопреки традиции оставлять «чернуху» на потом, начинаю этот обзор, далее будет сплошной «мед». Так вот, действо игры разворачивается в некоей Нефритовой Империи, характерный стиль построек, джонки с парусами из бамбуковых планочек, косые глаза жителей и любовь оных к побиванию друг друга «через у - шу», не дают усомниться в том, что прототипом этой державы был средневековый Китай. А правит этой империей кто? Правильно, император, да не простой, а богоподобный и богоравный. Император — дракон, одним словом. Но мифологических штампов ребятам из Эдмонтона показалось мало, они решили добавить своего собственного «бояна», биоваровского. Вы знакомы с игрой KoTOR (Рыцари Старой республики)? Если нет, то Вам сильно повезло, ибо «уши» ситхо - джедайского хита торчат в «Нефритовой Империи» повсюду, погружая в атмосферу непрекращающегося дежа - вю. Тут и «непростой парень» в качестве главного героя (ох, уж эти избранные, джедаи, монахи духа, серые стражи и просто, дети Баала!), и местные ситхи с гадким состоянием и нездоровым цветом эпидермиса, имеется даже злобно - презлобный тип в маске, стыдливо прячущий от посторонних свое личико. В роли же джедаев выступает некий орден Монахов Духа — крутых и благостных героев. Пресловутый градусник «добро - зло» реализован как «путь сжатого кулака» и «путь открытой ладони», хотя, вряд ли кто найдет хоть одно отличие от аналогичного из KoTOR. Имеется и непременный для жанра «финт ушами» под названием «Враги Сожгли Родную Хату», и пускай этот сюжетный поворот оброс бородой, как Робинзон Крузо, разработчики нам его преподносят и преподносят... В общем, самое главное, что должен вынести человек, не игравший в «Jade Empire» из всего вышенаписанного — не принимайте сюжет всерьез, поверьте, данная игра хороша совсем не этим.
Нелегко из львят воспитать молодых львов, Приучить не бояться копыт, когтей и клыков. Не жалеет львица ударов тяжелых лап, Чтоб щенок огрызался, хоть мал он ещё и слаб. — Умэнь XV в.
... Лёгкий ветерок колышет ветви цветущих персиковых деревьев, усыпающих землю оранжевыми лепестками, играет красными фонариками из тисненой бумаги, по народному поверию отгоняющими от жилища злых духов — маленький городишко Две Реки погружен в обычную дремоту, а в расположенной неподалеку школе единоборств, как всегда усердно тренируются ученики мастера Ли. Один из них, как Вы уже догадались, и есть наш альтер - эго. Ролевая система в игре настолько отличается от классических РПГ, что на ней следует остановиться подробнее.
На выбор нам предлагают семь готовых персонажей: трех девушек и четырех парней, однако, мы вольны смоделировать их навыки, характеристики и имя (о, какие там имена... «Яростный тигр», «Летящий феникс»... Поднебесная, однако!), лишь облик персонажа останется неизменным. У героя имеются всего три характеристики: выносливость — влияет на количество очков здоровья, дух — отвечает за энергию ци, интеллект — от него зависит концентрация. Персонаж начинает игру с двумя очками в каждом атрибуте и еще получает четыре свободных дополнительных очка, которые мы вольны распределить по своему желанию. Вторичные атрибуты — здоровье, ци и концентрация — пригодятся в сражениях. Со здоровьем все просто — чем его больше, тем дольше герой сможет выдерживать удары противников. Ци, китаизированный аналог маны, необходима поклонникам «магических» стилей боя, а концентрация позволяет включить хорошо знакомый по «Max Pain» режим Slo - mo, а так же расходуется при использовании оружия. Помимо первичных и вторичных атрибутов есть навыки, которые используются исключительно в диалогах. Это обаяние, запугивание и интуиция, и они являются производными от первых двух типов характеристик, например, на интуицию влияют дух и интеллект. А теперь, о самом «вкусном», собственно, о файтинге. Кунг - фу не было бы кунг - фу без массы разнообразных стилей боя, включающих в себя ряд приемов и различающихся друг от друга по скорости, зоне поражения и мощи ударов. Помимо непосредственно боевых, имеются «магические» и уж совсем необычные стили превращения, позволяющие герою принять облик могучих монстров.
Но особую изюминку придает строгое следование циклу. Что это такое? Наверняка вы помните детскую игру «Камень, ножницы, бумага», так вот, в «Jade Empire» применен такой же принцип: Блок спасает от обычных ударов, но пробивается сильными, а сильные, в свою очередь, требуют время на подготовку и с легкостью перебиваются обычными... в результате, бой — это не только простое нажатие клавиш, но еще и постоянная работа серого вещества. Кроме того, ряд противников нечувствителен к определенным атакам и стилям, например, к магии, приходится на ходу подстраиваться, менять тактику боя. Необходимо упомянуть и о «Гармонических комбинациях» — особых последовательностях приемов, которые не только убивают врага на месте, но и восстанавливают герою ци, концентрацию или здоровье.
Один к одному бойцы шелками увиты, — осенний день... Рансэцу. XVIII в.
Хотя называться партийной РПГ игра не имеет никаких прав, тем не менее, спутники у героя имеются. Сопровождать его и принимать участие в бою может только один из них, да и то, польза от него, мягко говоря, слабая. Искусственный интеллект явно дает сбои — если против одного - двух слабеньких противников напарник еще держится, то встретив супостата посильнее, немедленно отдает концы. Хорошо, что не насовсем — после того, как Вы, чертыхаясь, справитесь с недругами сами, он как ни в чем не бывало встанет и сделает вид, что просто прилег на минутку. К счастью, разработчики нашли выход из этой неприятной ситуации, подарив компаньонам возможность оказывать пассивную поддержку. Ох, лучше не спрашивать, как это выглядит... хотя... Наш приятель прямо во время жаркой схватки отходит в сторонку, садится, поджав ноги по - турецки, и проводит в этом положении весь остаток боя. Самое замечательное, что во - первых его самого вражины не трогают, а во - вторых, то ли путем медитации, то ли с помощью фанатских кричалок «о - ле, о - ле!» он увеличивает ваш урон или повышает скорость регенерации маны - концентрации - ци. В общем, в таком виде пользы от спутника куда больше. Кроме того, в компаньоны герою, «Биовары» в очередной раз выдали набор крайне симпатичных и занимательных индивидов. Местный китайский Портос, чокнутый изобретатель, смастеривший странный «гравецап», работающий на порохе и искренней вере пилота и пассажиров, странный симбионт девочки и двух (sic!) демонов и, наконец, пьяный мастер (Джекки, мы любим тебя!), способный обучить нашего альтер - эго «пьяному» стилю боя. Есть даже собственный человек - магазин. Или не человек... У каждого из них найдется куча занимательных историй о своем прошлом, а некоторые будут непрочь и завести с протагонистом роман. Вообще, к чести разработчиков, диалоги в игре превосходны. Чего только стоит разговор с негодяем, присвоившим чайный домик...
Необходимо сказать пару слов и о графике. И эта пара будет звучать так: «она великолепна».
Вышедшая четыре года назад игра до сих пор способна вызвать восторг выдаваемой картинкой, особенно здорово смотрятся пейзажи. Улицы столицы, полные народа, цветущие персиковые и яблоневые деревья, качающиеся под легким ветерком маки, закатное небо цвета ванили с розоватыми облачками... Нефритовая Империя выглядит чертовски красиво. Отдельное спасибо нужно сказать и за оптимизацию игры: за пять полных прохождений, она ни разу не вылетела, не зависла, не «накормила» тормозами. Многим современным хитам о таком только мечтать. Подводя итог, следует сказать, что «Jade Empire» из категории беспроигрышных. Это великолепное времяпрепровождение с красочным мордобоем, необременяющими мозг квестами и простенькой историей о вечном: о Добре и Зле, любви и ненависти, дружбе и предательстве, о понятиях, которые всегда останутся актуальны, пока существует род людской.
Автор не владеет восточными единоборствами и понятия не имеет, чем кунг - фу отличается от у - шу. Просьба не пенять ему на это незнание. 7 руена, 843 год от падения Арконы. Все права соблюдены, ибо «Правда всегда одна — это сказал фараон...»
Ваш бессменный летописец Raistlin, выбивший себе няшную тему курсовой и впавший в эйфорию по этому поводу.
|