«Главное — ввязаться в битву, а там уже видно будет» Наполеон Бонапарт
Студия Eugen Systems, прославившаяся хорошим, годным клоном «Генералов» (стратегией Act of War) и, отчасти, прошлогодней R.U.S.E., перешла от избитых сеттингов второй мировой и войны с террористами к чуть менее надоевшему — войне супердержав. К слову, от той же R.U.S.E. нашему герою достался движок, но об этом чуть позже. |
Игра на первый взгляд может напомнить старую добрую World in Conflict — и совершенно зря. Да, время действия почти то же — примерно 80-е, хотя некоторые юниты тут у нас прямиком из 90-х, да и общий принцип захвата контрольных точек при отсутствии базы схож (хотя они захватываются для других целей — очки на покупку юнитов накапливаются за уничтожение юнитов противника). Вот только ни бравых американцев, освобождающих Европу из-под сурового советского танкового пятака, ни экипажей Т-80, орущих «Yes, tovarisch komandir, moving!», ни прилетающих каждые пять минут ядерных бомб нет и не предвидится. Вообще, в игре много чего нет. Нет тут нормальной кампании — лишь набор из 4 унылых в меру сценариев, рассматривающих различные локальные конфликты блоков. Сюжета как такового нет, рассматривать это можно лишь в качестве тренировки перед онлайновыми побоищами, в которых даже отточить навыки нельзя — порой кажется, что ИИ воюет исключительно по скриптам. За кадром осталась уже ставшая привычная за пятнадцать лет «поддержка» — не выйдет вызвать авиаудар или артподготовку. А точнее, авиация представлена исключительно вертолётами, а если нужно вдарить по противнику гаубицами или накрыть квадрат из системы реактивного залпового огня — вызываем, скажем, «паладина» или MLRS и накрываем. Трясясь от страха, что на из позицию прилетит парочка хайндов и разнесёт в щепки… или надеясь на прилёт этой парочки, если вы заблагоразумно прикрыли артиллерию средствами ПВО. |
А прикрыть будет чем. В игре всего две стороны — а сколько их ещё может быть в Третьей мировой по-вашему? Блок NATO против стран варшавского договора — причём, несмотря на то что костяком в обоих случаях логично служат юниты США и СССР соответственно, присутствуют и техника и пехота обоих Германий, Польши, Франции, Великобритании… Суммарное количество юнитов в 350 штук заставляет абсолютное большинство остальных RTS тихо курить в сторонке. Многочисленная разнообразная пехота, являющаяся сильнейшим дисбалансным элементом и одновременно слабейшим не менее дисбалансным (которая, кстати, поставляется вместе с транспортом — изумительное решение!). Танки, начиная от древних по нынешним меркам Т-34/85 и до «абрамсов» M1A1, причём «самый современный» очень редко означает «оптимальный» — квартет Т-62 с удобной позиции без проблем расстреляет хоть десяток «абрашек» и попросит ещё. Артиллерия — лёгкая, тяжёлая, РСЗО — причём, в отличие от WiC, тут все виды есть у всех. Как в жизни. Радует и авиация — от вида количества модификаций легендарного Хьюи хочется прыгать до потолка. Жаль, что движок, без проблем прорисовывающий масштабные карты размером 150 квадратных километров и демонстрирующий вроде бы чёткие модели, не может похвастать красотой — если в том же WiC на Super Cobra можно любоваться часами, то тут этот уродливый ящик хочется отправить подальше. Или поближе — но к вражеским шилками и прочим тунгускам, а не к камере. В конце концов, Wargame — это игра из тех, в которых можно разглядывать отдельные болтики на борту техники, но 95% времени всё равно проводится в режиме не то что птичьего полёта, а на «глобальной» карте, где юниты отображаются схематически. Да и большая часть техники представляет собой лишь различные модификации, но это при таком количестве и наличии всех ключевых образцов воспринимается скорее как занудная и приятная сердцу милитаристов дотошность, нежели как халтура. За что и спасибо. Тут же можно поблагодарить за звучание игры — погружающее в действо. Почти мертвецкая тишина между каждым взрывом 155-миллиметрового снаряда гаубицы проникает глубоко в душу, чего никогда бы не сделали мощные биты и вычурные гитарные риффы (не в обиду саундтреку WiC будет сказано — разные ведь игры, совсем разные). |
Да и то, что большая часть времени проводится с камерой вдали от земли — плюс не только и не столько потому, что так не видны огрехи в моделях, корявые порой текстуры и не всегда удачные спецэффекты, а в силу того, что Wargame, чистокровным воргеймом не являясь, сочетает в себе черты как их, так и шутероподобной WiC. Многие битвы выигрываются ещё до начала — благодаря системе «колод», позволяющей выбрать до 25 юнитов, которых мы сможем вызывать в бою, что позволяет сразу жёстко ограничить набор тактик с одной стороны, и выработать свой собственный универсальный почерк — с другой. Хотя никто не мешает менять колоду от боя к бою. В довесок, изначально доступно не слишком много образцов техники — лучшие открываются лишь с прокачкой. Тут всё как обычно — в зависимости от успехов в битвах мы получаем опыт и повышения в звании. Отдельно упомянуть стоит разве что интерфейс — безо всяких выдумок, зато интуитивно понятный и ни разу не вызвавший задержки, непонимания или ещё чего нехорошего. В общем, хороший, позволяющий сократить время, затрачиваемое на подготовку к битве к необходимому и достаточному минимуму. В самих же битвах интерфейс уже не так хорош — не раз и не два я терял юнитов из-за отсутствия их списка, а невозможность построения в формации и движения с единой скоростью вызывает проклятия в адрес тотального упрощения. Хотя оно не такое сильное, как в R.U.S.E. Вся техника имеет ряд повреждаемых узлов, поражение которых ведёт к штрафам — правда, временным. Зато ТТХ вооружения вызывают доверие, а дальнобойность не порезана в угоду балансу. Да-да-да, танки стреляют на полтора километра и далее, а артиллерия достаёт противника чуть не через всю карту (вспомните про масштабы). Ну и наконец самое вкусное — все войска расходуют боеприпасы и топливо. Что является главным фактором, благодаря которому артиллерия не становится имбалансной — ведь под градом снарядов из «града» даже танкисты, чьим машинам эти снаряды повредить не могут, отступают — боевой дух, чтоб его. |
Если у вас сложилось о Wargame впечатление как о чём-то сложном и требующем недюжинных навыков микроконтроля — жаль, я ведь старался расписать адекватно. В отличие от WiC, где приходилось чётко орудовать небольшим отрядом, постоянно быть в страхе от возможного налёта штурмовиков или, чего доброго, ядерного удара (а в запущенных случаях — и не одного, а в самых запущенных — так и по несколько с обеих сторон…), тут большой размер карт позволяет всегда отреагировать на действия противника вовремя. Система «колод» позволяет достойно подготовится к самому бою заранее и даже неидеальный интерфейс не может испортить игру предпочитающим скорость мысли скорости кликов мышью. В этом плане игра близка к шахматам. Жаль, что в игре слишком мало карт и они похожи одна на другую как разные версии Т-64 — пара деревень, речка, лес, речка, лес, лес… Битвы похожи одна на другую и очень быстро наскучивают. Живой интерес, увлекательность улетучиваются и возвращаются со временем, пусть и не в настолько убийственной концентрации. |
Но это не так уж плохо. Ибо до того, как это произойдёт, вас ожидает немало часов одиночной кампании и немеряное количество боёв с живыми противниками по сети. Весьма, весьма хорошая стратегия, совмещающая в себе черты как хардкорных воргеймов, так и более простых проектов, неидеальная, но весьма интересная и захватывающая. В наше время тотального дефицита хороших RTS — ровным счётом то, что надо. Остаётся лишь пожелать Eugen Systems не забрасывать игру, а возможно и продолжать творить в этом жанре.
Оценка: 82%
|
|