Начало легенды: поговорим о Dragon Age: Origins
Рецензия на одну популярную игру. 1. Почему возникло желание написать ЭТО? Последний бой окончен. Архидемон повержен, мир спасен, остатки порождений тьмы спасаются бегством. Новый король Ферелдена говорит о спасшем мир герое. На душе спокойно и хорошо оттого, что сделано. Пора подводить итоги. Для меня ДАО сразу стала игрой, которая сразу заняла в моей коллекции почетное место. Не первое, но одно из первых. И под впечатлением от нее я взялся впервые в жизни писать эту рецензию. Правильно ли я поступаю, не знаю. Может, мое сочинение кому-то поможет. А кого-то в прямом смысле слова заинтересует этой во всех смыслах незаурядной игрой. Я буду рад, если мои мысли встретят понимание, потому что пишу я это от сердца и от души. 2. Шесть путей героя Вернемся к Началу начал. Игра загружена и запущена, мы начинаем новую игру и смотрим ролик, в который как бы от имени Серого Стража Дункана излагается некая предыстория событий. Захватывает сразу, поскольку игроку дается понять – экшена будет много. Однако бывает, что захватывающее начало оказывается единственным стоящим эпизодом в игре. Поэтому, не доверяя виденному, идем дальше и создаем своего персонажа. Процесс ваяния героя лично для меня один из самых ответственных в игре. Ведь нам довольно долго предстоит любоваться нашим персонажем и важно, чтобы он нам не надоел к середине игры. И чтобы его внешность отвечала его…хм…внутреннему миру что ли. Особого разнообразия редактор внешности не предлагает. Три классические фентезийные расы – человек, эльф, гном. – пол соответственно на выбор, специализация тоже классическая: воин, маг, разбойник. А вот дальше… Нам предлагается выбрать для персонажа предысторию. И тут началось то, что сразу вывело для меня ДАО в разряд мегаигр. Наш компьютерный герой обрел ситуацию, которая привела его в ряды Серых Стражей. Знатный лорд из-за предательства близкого друга отца теряет свою семью и имя. Свободный эльф, зараженный в руинах древним проклятием, вынужден навсегда покинуть клан и служить среди людей. Городской эльф, защищая честь невесты, похищенной сыном эрла, совершает убийство и призыв в Серые Стражи спасет ему жизнь. Для гнома-неприкасаемого зачисление в Серые Стражи – шанс уйти от прошлой преступной жизни, а для гнома-наследника престола это следствие измены и государственного переворота. Лишь предыстории мага достаточно типовые, в остальных случаях создатели игры проявили изобретательность и сумели очень приблизить героя к игроку. Так или иначе, наш герой выглядит вполне живым, и хотя говорить он у нас не может (жаль, остальные персонажи разговаривают, а мы лишь бросаемся фразочками типа «Эти твари определенно опасно» или «Будет сделано»), его живость и реалистичность не вызывают сомнений. С таким героем проводить время за компьютером становится не просто интересно, а очень интересно. 3. В гущу битвы Предыстория пройдена, и очень симпатичный рыцарь Дункан приводит нас в Остагар, где королевская армия намерена дать бой полчищам зловредных существ, известных как порождения тьмы (чем-то мне эти ребята напомнили толкиеновских, а еще больше киношных орков). Мы уже имеем представление о боевой системе игры – на мой взгляд, вполне симпатичная, и хоть разнообразием не блещет (многие приемы и финты станут нам доступны по мере приобретения новых скиллов), бой от третьего лица выглядит вполне зрелищно. Некоторые сетуют на малую скорость боевки, но это как раз и реалистично – трудно себе представить, что бойцы в тяжелых латах будут прыгать с ловкостью и скоростью Джеки Чана. В Остагаре мы начинаем обрастать спутниками, которые далее будут следовать за нами всю игру – вначале это бывший храмовник Алистер, затем забавнейший и симпатичнейший пес (это если кто не за человека начал играть, героя-человека псина сопровождает с самого начала пути!). И вот тут становится видна еще одна великолепная сторона игры: каждый из присоединившихся к вам спутников – индивидуален. Он или она личность в полном смысле слова, и от вашего поведения будет во многом зависеть, какие отношения у вас сложатся с вашим компаньоном. Все как в жизни. Ролики сражения при Остагаре великолепны. Будто дорогой исторический фильм смотришь. Нет того, что было, например, в Обливион, где пяток солдат изображал армию Империи. А уж анимация персонажей – разговор особый. Тут действительно порой забываешь, что перед тобой компьютерные анимашки. 4. Кодекс Всякая находка или разговор часто сопровождается записями в кодекс – типа дневник героя. Интереснейшая штука. Фантазия создателей игры, и в первую очередь Дэвида Гелдера, главного сторимейкера, поистине не знает границ. Прописаны даже мельчайшие подробности мира, в котором происходит наш квест. Легенды и истории, предания и мифы, все, что принято называть лором – все это есть в записях кодекса. Потому события игры не выглядят как просто набор телодвижений и переходов из одной локации в другую: они обоснованы, продуманы и обладают логикой. Лично мне это показалось очень интересным и нужным. 5. Спутники Лучшее, что есть в этой игре. Если бы наш герой шарахался по просторам Фередлдена в одиночку, мечом и магией вырубая толпы супостатов, получился бы очередной клон Обливиона или Ведьмака. Но нет – создатели игры придумали нам компаньонов. Причем каждый из них уникален и его попадание в отряд целая история. Алистер – храмовник-девственник, безупречный рыцарь и по совместительству внебрачный сын короля. Правильный и морально устойчивый, он очертя голову бросается в атаку, и никакого двойного дна у него нет. Берегитесь делать при Алистере гадости, он этого не любит. Бесчестный поступок может сильно подмочить нашу репутацию в его глазах и сделать так, что он от нас уйдет, а ведь с ним связаны очень большие ожидания в игре. Какие? Поиграйте сами, узнаете. Противоположность Алистеру – красавица-ведьма Морриган. Присоединяется к отряду без желания, повинуясь воле матери, настоящая стерва по характеру. Любой добрый поступок, вроде спасения попавшей в беду дочери кузнеца («Может, еще кошечек начнем с деревьев снимать?»), или попыток образумить обнаглевшего спекулянта, наживающегося на беженцах, вызывают ее острую негативную реакцию. Но как умна, как язвительно ведет диалоги со спутниками, как издевается над правильным и простоватым Алистером! А еще она до ужаса любит золотые украшения, и самый лучший способ понравиться ей – дарить ей побрякушки. Добьетесь любви Морриган, будьте готовы, что грозная ведьма начнет дико ревновать вас к спутницам женского пола с объяснениями и прочими атрибутами «близких отношений». Другая магичка, Винн – фанатично преданная Кругу магов целительница. Кровопролитие ей противно, но она следует за нами потому, что… мертва? Эту загадку вы узнаете, когда ближе с ней познакомитесь. Спасенный нами из клетки, куда его посадили по подозрению в убийстве, кунари Стэн – типичный герой-индеец из старых вестернов. Немногословен, лаконичен, непонятен, отчаянно храбр и силен. Идет в бой не рассуждая, но все, что отвлекает его от войны с порождениями тьмы, будет жестоко критиковаться. Попробуйте в присутствии Стэна пообещать помощь банну Тегану в защите Редклифа от воскресших мертвецов, или брату Ренделу похлопотать об открытии церкви в Орзамаре – и сразу станет ясно, что Стэну это совсем не по душе. Но этот суровый воин, помешанный на пути Кун, собирает цветы, когда никто не видит, а лучший подарок ему – это картинка, где изображена девочка с гусями или красивая королева. Вот и не верится с самого начала, что этот великан мог вырезать семью вместе с детьми, а разгадка… она ждет игрока позже. Рыжая пройдоха Лелиана, святоша, воровка, лучница, взломщица замков и бард – один из самых интересных ваших спутников. Она может вас насмерть заговорить трескотней о прическах и туфлях, но как она реагирует на подарки, вроде букетика полевых цветов или подземного свинокрота! А главное, если ваш герой идет путем праведного рыцаря-паладина, одобрение Лелианы вам гарантировано. Огрен. Когда я во второй раз проходил игру, я начал прохождение с Орзаммара, чтобы этот персонаж поскорее присоединился к моему отряду. Гном-берсерк, пьяница, бабник, пошляк и отменный боец, эдакий мини-танк, тешит нас своими угарнейшими сентенциями (чего стоит знаменитое «Пропукай мне колыбельную!»), и его имидж прожженного солдафона просто берет за живое. А уж завоевать его расположение несложно – всего лишь организуйте ему хорошую драку или купите чего-нибудь выпить. Зевран, убийца-эльф, манерный, гламурный и словоохотливый, показался мне неинтересным. Однако у этого персонажа тоже немалый потенциал, особенно если вы отыгрываете отрицательного героя. В некоторых ситуациях его присутствие очень даже желательно, а уж если вы добились его расположения, он докажет вам, что даже у убийц есть определенных кодекс чести. Наконец, Логейн, предатель короля Кайлана, самозваный узурпатор, охотившийся за вашей головой – так уж задумали разрабы, что и этого персонажа вы сможете в свое время заполучить в союзники и попутчики. Можете перешагнуть через свою месть и понятия морали, тогда действуйте, и вы получите великолепного воина, который в бою вас не подведет. Что же до вашего пса (имя выберите сами), то он любит вас потому как пес. Он метит деревья-ориентиры, ищет для вас всякие полезные и бесполезные штуки, дерется за вас насмерть и весело катается на спине, если вы его гладите. Если даже за всю игру вы не дадите ему ни одной косточки и не купите ему новый ошейник, он все равно за вас пойдет в огонь и в воду. Такой вот он, друг героя Ферелдена. Добавлю еще, что наши персонажи не просто сопровождают нас. Мы можем переключаться с одного на другого, используя их умения и навыки. Продвинутая тактическая система боя позволяет нам поставить перед каждым из них отдельную боевую задачу, и он ее выполнит в лучшем виде. Они беседуют за нашей спиной, дают нам возможность поглумиться над ними (что-то мы скажем, узнав, что наш храбрый мабари засунул дохлого зайца в интимное белье Морриган?) или ободрить нас, влюбляются в нас и готовы…хм… прогуляться с нами в шатер (кроме Стэна, суровый кунарийский парень помешан на войне). А уж если мы кому-то из них отдали свое сердце, с другим или другой лучше не флиртовать – единства в отряде не сохранить. Так и идем мы по просторам Ферелдена, всегда вчетвером от приключения к приключению, зарабатывая доверие, расположение, любовь, а иногда и ненависть друг друга. И если вас стали ненавидеть, то могут покинуть отряд, а могут и предать. Так что спутники – лучшее, что создатели ДАО могли предложить аудитории. По-моему, у них это получилось. 6. Графика Ничего такого, от чего у вас захватит дыхание и слезы выступят на глазах, вы не увидите. В игре нет роскошных интерьеров из Dark Messiah, чудесных атмосферных пейзажей Oblivion и поражающих спецэффектов. Нет смены погоды, помещения достаточно однотипны и похожи друг на друга. Оружие выглядит весьма аляписто (благо, тут моды все могут исправить). Но вместе с тем графика в игре достаточно качественная и ощущения картонности, негармоничности мира по сравнению с персонажами у меня не возникло. Очень понравилась лицевая анимация, то, как движутся неписи. Искусственный интеллект, конечно, не на высоте – во время кровавых побоищ оказавшиеся рядом неписи продолжают стоять, как ни в чем не бывало, не обращая на происходящее никакого внимания. Но в целом и общем можно сказать, что мир ДАО выглядит вполне натуральным и запоминающимся. 7. Итоги Я не специалист и не могу оценивать игру, как специалист. Я простой пользователь и большой любитель поиграть. В эту игру я влюбился сразу и надолго (можно сказать, навсегда). И потому ставлю ей высший балл. А недостатки… при желании их можно найти где угодно. Даже на солнце есть пятна.
|