- Разработчик: Subset Games
- Издатель: Subset Games
- Жанр: стратегия (менеджмент), RPG (rogue-like)
- Платформы: PC
- Дата выхода: 14.09.2012
Rogue-like RPG, помещённая в сай-фай сеттинг и ограниченная схематичной 2D-картинкой, со случайной генерацией карт и без сейв-лоада, специально для уставших от троллинга Джосса Уидона фанатов капитана Рейнолдса и ему подобных. Безумие? Да, но до чего увлекательное!
FTL — это работающая по всем каноничным правилам roguelike-RPG стратегическая игра, менеджер космического корабля, но, что гораздо важнее, это игра, предлагающая поистине бесконечное число коротких, насыщенных и неповторимых историй, которые редко когда затянутся более чем на пару часов. Есть архетипичная межзвёздная Федерация — хорошие парни — которая дышит на ладан, и, забив на управление, считает последние дни, медленно и со вкусом, лишь покорно ожидая удобного момента, чтобы быть отправленной на свалку истории кровожадными повстанцами — да, это плохие парни. Нам предоставлен корабль, на котором предстоит преодолеть восемь опаснейших секторов галактики, чтобы таки доставить этим лентяям некую важную информацию о грядущей атаке. Искренне прошу прощения, что заспойлерил весь сюжет целиком, так вышло. На самом деле, она лишь играет роль повода, чтобы дать капитану пинка под зад и отправить в полёт - навстречу бесчисленным случайным встречам, не предвещающим ничего предсказуемого.
Изначально у игрока есть лишь корабль, управляемый всего трёмя людьми (которых мы вольны выбрать сами). В самом начале путешествия у нас уже есть парочка отменных орудий, не особо много, но рано или поздно мы таки получаем вооружение настоящего линкора, причём абсолютно всё, что мы получим хоть в начале, останется актуальным вплоть до финала. Корабль, да и экипаж изначально имеет имена (странно, правда?), что ничуть не мешает их назвать как вам вздумается (Серенити, Серенити!). Это помогает к ним привязаться посильнее, когда в результате ваших корявых действий и нелепого стечения обстоятельств они будут случайно расщеплены на кварки. Список вообще всех возможных кораблей, которые вы сможете в конце концов открыть доступен в любой момент — таким вот образом игра услужливо подсказывает, как их получить. Всё равно что получить квест ещё до начала игры. Есть и возможность настроить раскладку отсеков, но это уже после открытия пары-тройки достижений.
FTL может быть излишне сложной порой, иногда даже нечестной, но гораздо чаще обращаешь внимание на то, как игра изо всех сил пытается быть понятной и дружелюбной, предоставляя обилие самой разной необходимой информации в нужный момент, гарантируя что игрок освоит обязательный минимум. Каждый предмет или система корабля описаны чётко, подробно и однозначно, помогает и весьма толковое обучение (хотя и без него влиться в процесс не представляет особого труда), даже эти ваши ачивки, обычно выполняющие роль побрякушек для Steam/XBL/PSN тут скорее работают… как список достижений, к которым действительно стремишься, и будь я проклят, если разумно считать главной целью в игре добраться до его конца! Причём, к проклятиям я вроде как привычен, а вот отказывать себе в удовольствии, ставя такие пошлые цели отдаёт мазохизмом. Ведь каждый сектор космоса содержит кучу маячков, которые можно и нужно исследовать; и если поначалу результат практически непредсказуем, то получение различной информации вносит некоторую ясность. А уж способов получить хватает, будь то просящие о помощи космостанции, наёмники, дружественные и нет, странствующие торговцы, терпящие бедствие корабли, даже вражеские крейсера и ловушки. После пары партий нельзя не заметить что случайные события начинают повторяться, частенько даже в одной и той же игре. Но у FTL и на эту очевидную придирку есть элегантный контраргумент: маленькое расовое изменение состава, чуточку новых систем на корабль, другой выбор в диалоге, а, может, всё сразу — voila! — всё идёт по-другому, а награда и вовсе каждый раз генерируется случайно. И, пока не убежали далеко — расы комбинировать полезно ещё и из-за очевидно различных качеств представителей каждой.Спартанский подход к повествованию побуждает использовать воображение для связи квестов в цельное повествование, чтобы отвлечься от того факта, что вселенная по сути — весьма скучное место. И речь даже не о размытых «задниках». Расы, технологии, да и весь сеттинг раскрыт чуть лучше чем никак, вся предоставляемая информация этого рода оставляет в знаниях о мире дыру размером с Манхэттэн.
Несмотря на обилие возможностей избежать сражения, объективных причин избегать его нет, ведь именно они дополняют картинку до изумительности. Гибель поджидает на каждом метафорическом углу, и, само собой, она перманентна. И если при ограниченных донельзя возможностях стартового корабля волноваться особо и не о чем (просто смысла нет), то с появлением всяких новых бухающих игрушек и навороченных систем появляются новые тактики, а заодно и новые опасности со стороны противника. Кому хочется, заперевшись в лазарете и выветрив абордажную команду через открытые шлюзы обнаружить неполадки в системе генерации живительного кислорода? Чудовищное количество возможностей, о которых и не подозреваешь, глядя на незамысловатую картинку, позволяют игре оставаться неизменно всё такой же чарующе интересной, разнообразной и ненадоедающей, от партии к партии, а восхитительная атмосферная музыка, которая ещё очень долго не приестся, грамотно подчёркивает направленность игры; как легко забыться и, напевая очередной мотивчик, представлять себя каким-нибудь Хэном Соло.
Будь то короткая партия, скорее напоминающая пачку трагикомических историй, или единое эпическое путешествие, игра в любом случае сама не расскажет вам целиком сюжет, не раскроет персонажей, а смерть лишь отделяет главы. Но, чёрт возьми, ни одна другая игра не давала настолько мощной иллюзии управления командой космического корабля! Ну, ладно, серией постоянно взрываемых кораблей. К каждому из которых успеваешь привязаться, привязаться к команде, а очень скоро понимаешь, что сам давно под действием чар игры. Всё просто… Find the crew, find the job. Keep flying.
Вердикт:
Игра
Посредственно
Мусор