Главная » Статьи » Обзоры » Рецензии » Рецензия: «Tomb Raider 2013» |
Как Земля зиждется на трёх китах, как юрист верит в «Букву Закона», как врач следует клятве Гиппократа, как маркетолог верит в «четыре «пи» маркетинга», так и в игровой индустрии есть основополагающие, древние и великие столпы, являющиеся канонами, на которые опираются все, кто хоть мало-мальски связан с играми - разработчики, игроки, игрожуры и иже с ними. Наряду с Марио, принцем Персии, Гордоном Фриманом, Скорпионом и множество прочих выдающихся персонажей ровным шагом, немного выделяясь своей грудью вперёд, если смотреть на строй в профиль, марширует Лара Крофт. Начав своё великое шествие в 1996 году, Лара Крофт быстро завоевала заслуженную популярность у фанатов, довольно быстро обросшая вокруг себя разнообразными сплетнями, фанфиками, фансайтами, сильным косплеем, сиквелами, приквелами и прочими разветвлениями-ответвлениями, как в реальном, так и виртуальном мире. На протяжении десяти лет Лара гордо шагала вперёд, пока не попала в руки «Crystal Dynamics», попытавшихся возродить и без того успешную серию (хотя надо признать, что добавить несколько свежих идей всё же стоило), но, не смотря на то, что в общем и целом трилогия-возрождение Лары Крофт получили тёплые и положительные отзывы, количество разговоров, шумов и даже фанатов пышногрудой девицы стало неуклонно снижаться. В 2010 году на свет появился спин-офф под названием «Guardians of Light», представляющий из себя среднего уровня платформер, ориентированный на кооперативную игру, но уже тогда мы знали, что вышеупомянутая компания работает над полноценным «перерождением» Лары Крофт, в том числе - духовным и внешним. Позднее стало известно, что несчастная девушка окажется в опасных условиях на необитаемом острове, где ей придётся выживать в диких природных условиях всеми возможными и невозможными способами, чуть ли не как Беару Гриллсу в «Выжить любой ценой». Что же на самом деле получилось у «Crystal Dynamics»? Давайте разберёмся с этим вопросом. Новая Лара Крофт не только серьёзно помолодела, но стала индивидуальным и внешне персонажем игровой индустрии, похожим на юную беззащитную девушку, а не на танк с лифчиком. Прекрасно проработанные, благодаря графике и движку, лицевая анимация, в опасной близости к реальности передающая эмоции, и анимация движения тела, списанная с американской актрисы Камилы Ладдингтон, возможно известной вам по роли Лиззи из телесериала «Калифорникейшен», придают персонажу не только индивидуальность, но и, без сомнения, то, чего не хватало старой Ларе Крофт, - эмоции. Юной девушке Ларе Крофт, случайно оказавшейся в смертельно опасной ситуации, не только хочется, но и приходится сочувствовать, а её личностный рост, если присмотреться, можно проследить в течение сюжета новой игры, а заключение так вообще даёт повод задуматься о том, что данная игра - это лишь «прелюдия» к чему-то большему, светлому и не менее легендарному, чем старая-добрая Лара Крофт, действительно расхитительница гробниц, а не беззащитная маленькая девочка, ищущая приключений, с которыми не в состоянии справиться. Если не физически, то морально точно.
Чудесная графика распространяется не только на саму Лару, но и окружение: с местными пейзажами в реалистичности мало что сможет сравниться, погодные эффекты вызывают исключительно наслаждение, а уникальная система анимации волос Лары (однако, почему-то только её) «Tress FX», жрущая половина оперативной памяти и греющая процессор, на сильных машинах радует глаз и заставляет восхищаться собой. С другой стороны, игровое окружение почему-то не блещет разнообразием - монотонные пещеры, серые склепы с одинаковыми стенами с нишами под черепа, джунгли и небольшой снежный участок, на которых земля, кажется, отличается только цветом текстур, довольно быстро надоедают. В некотором очередном подземелье так вообще посещает мысль «Откуда здесь столько черепов?», ибо они просто повсюду - складывается ощущение, что художники поработали на славу, а вот как воспользоваться полученными инструментом дизайнеры уровней уже не догадались. Помимо прочего, от геймплея и анимаций явственно попахивает «Assassin’s Creed» и «Uncharted», правда без «прыжков веры». Однако, ничего удивительного в этом нет, количество игровых движков ограничено, и смысла изобретать велосипед, если есть действенный и хороший геймплей, нет, разве что можно было немного разнообразить стандартное консольное управление, благо прекрасно портированное на персональные компьютеры, некими уникальными элементами, но в целом жаловаться ни на управление, ни на анимацию, ни на движок не приходится. Разве что разработчики сделали существенную поблажку для игроков, дав Ларе возможность самостоятельность цепляться за разнообразные выступы, перекладины и бордюры, что раньше приходилось делать вручную, заметно облегчая игру. Впрочем, количество разбитых мониторов и джойстиков от этого скорее всего заметно сократится. Сюжет игры банален до невозможного, сравнить можно со всем, чем можно, начиная с ближайшего родственника - сериала «Lost», фанатом которого, видимо, является дочка знаменитого Терри Пратчетта, Рианна Пратчетт, писавшая сценарий для «Tomb Raider 2013». Не то, чтобы «природа отдохнула», обделив девушку талантом писателя, сюжет получился такого посредственного уровня. Он не плох, но однозначно и не хорош - просто банален. Прям как сюжет до сих пор шумящего блокбастера «Оз: Великий и Ужасный». С самого начала очевидный предатель в команде экипажа, мистическое зло, потери друзей по ходу сюжета с несомненно героическим спасением в конце. Честно говоря, и сюжет был бы интереснее, и характер Лары по завершению игры можно было бы назвать более «закалённым», если бы концовка была более трагичной. Не относительно того факта, что все таки спаслись с острова, но финальный бой явно мог бы быть печальнее. А эпичности в заключительных десяти минутах больше, чем во всей предшествующей игре вместе взятой - явный перебор с геройствами и сверхспособностями Лары. Сценарием, который разворачивается в новой «Расхитительнице Гробниц», мог бы обладать «Assassin’sCreed» с Дезмодном Майлсом в главной роли, происходящий в современной эпохе - замените обитателей острова на тамплиеров и вуаля. Порой, смотря на действия Лары, задаёшься вопросом «А смог бы так я?», на что следует однозначный отрицательный ответ, но потом мысли о реализме и том, что она просто хрупкая девушка, отходят на второй план, предоставляя более вразумительный ответ на первоначальный вопрос - «Для того, чтобы испытать все эти ощущения мы и играем в игры», и далее никаких вопросов к чрезмерной силе, ловкости и выносливости Лары Крофт не поступает - она бы просто-напросто не была героиней игры, если бы не обладала всеми этими способностями. Жаль только, что навыки эти не оказываются приобретёнными на острове, как нам обещали разработчики, что это не полноценный «Survival», и даже совсем не он - выживание нам предоставляется через катсцены и заставки, а врождёнными и, видимо, передающимися по наследству, от некоего отца Крофт, о котором несколько раз упоминается по ходу сюжета, но кто он такой, почему Лара должна быть такой же «крутой», как он, не говорится ни слова. И тут наступает главное разочарование - где обещанное жестокое выживание на острове, где рост и развитие персонажа, попавшего в катастрофическую ситуацию? И если отследить изменения эмоционального состояния самой Лары и развития у неё твёрдости и решимости ещё как-то можно, то что происходит с остальной командой просто неясно. Даже при смерти друзей и близких, они стоят с кислыми минами несколько секунд, а потом, будто ни в чём не бывало, начинают вспоминать старые ссоры и обиды. Обещанные «обязательные для выживания охота на животных и сбор растений» оказываются просто-напросто бесполезными, так как единственный эффект, который они оказывают - это дают несущественный бонус к некоему опыту, который затем можно потратить на слабой полезности навыки. Такое ощущение, что маркетинг и реклама «Crystal Dynamics» не были в курсе того, что разрабатывается непосредственно в «цехе». Видеокамера, в которую с грустью и тоской Лара Крофт в совершенно случайные моменты начинает пялиться с завидным упорством, в какой-то момент выпадает из игры, как будто её и не было, а развитие её реакции на черепа, кости и трупов - это вообще что-то невообразимое: если в самом первом подземелье её тряска, опирание о стены, постоянные всхлипы и стоны кажутся уместными, вызывают жалость и восхищение одновременно, то они же кажутся непонятными к концу игры, когда Лара начинает делать это, только что расстреляв две дюжины супостатов, попутно прыгая на одной ноге по тонкому канату и взрывая огромные высоковольтные вышки стрелой, наконечник которой она сама же раскалила с помощью зажигалки «Zippo». Было бы не только реалистичнее, но и разумнее сделать несколько наборов анимаций Лары - на разные стадии сюжета и развития личности. Лично я завершил игру с результатом в 72%, ведь чуть ли не добрую половину игры составляют разнообразные секреты, пасхалки, испытания и так далее, и если некоторые из них действительно интересны вроде записей членов команды или людей, ранее побывавших на острове, рассуждения самой Лары у костра и так далее, то половина из них абсолютно бесполезная - вроде древних вещей в маленьких коробочках. То ли были секреты в первых трёх частях оригинального «Tomb Raider» - без толкового руководства собрать все предметы, лихо спрятанные на разных уровнях, было невозможно, но и награда за старания была существенной - открывались либо дополнительные костюмы, либо даже небольшие задания вроде того, как Лара Крофт в одной пижаме отстреливается в своём поместье от мужиков в форме агентов ФБР. Что представляет действительный интерес - это небольшие «гробницы», в которых необходимо решить головоломку, колеблющуюся от средней сложности до достаточно высокой, чтобы добраться до заветного сундука с сокровищами, сверху донизу набитого золотом, кубками и прочими позолоченными побрякушками. И вот бы награда была соответствующей или хотя бы реакция Лары была адекватной, ну или, снова-таки хотя бы, разнообразной. Добравшись до сундука, она с охами-ахами открывает сундук, запускает туда руку, что-то кладёт в карман и на этом всё заканчивается. А в какой-то момент игры Лара вообще выдаёт откровение: «Я ненавижу гробницы». Так почему же в заголовке игры написано «Расхитительница Гробниц»? Ведь даже пресловутый «Lara Croft and Guardians of Light» исключил его из своего названия. Будем надеяться, что в продолжении отношение Лары к гробницам и сокровищам будет иным, а данная игра была всего лишь повестью из серии «Как закалялась сталь?». Что же мы имеем на выходе? Некоторые издательства сходятся во мнении, что новую Лару Крофт стоит оценивать, как две разных игры. Первая - это более-менее линейный шутер с кучей головоломок и прекрасной графикой. Вторая - это жестокий психологический сурвайвал с проработанным сюжетом и развитием героини. И если первую игру не оценишь менее, чем на сто баллов, то вторая игра с треском провалилась, выползая до уровня удовлетворения около 50% исключительно благодаря новому обаятельному образу Лары Крофт. Что ж, если в заключение рецензии повелось ставить оценку, то я буду руководствоваться своим основным правилом - «если мне захотелось пройти игру до конца, если в ней держало хоть что-то, то она заслуживает как минимум 70%, а если мне захотелось переиграть, то и все 80%», то перезапуску «Tomb Raider» 2013 года я ставлю заслуженные 79%, но исключительно авансом - в будущем, я надеюсь, подобных поблажек делать не придётся. |
Всего комментариев: 96 | |