«…It changed the future… and it changed us. It taught us that we have to create the future, or others would do it for us. It showed us that we have to care for one another, because if we don't, who will? And that true strength sometimes comes from the most… unlikely places. Mostly though, I think it gave us hope — that there can always be new beginnings… even for people like us.» Babylon 5, «Sleeping in Light»
Конец. Финал. Точка. Жирная точка, завершение трилогии, обрывающее историю бравого командора Шепарда, логичное и элегантное, красивое и неподражаемое. Игра, даром что самая короткая в серии — «всего лишь» 30 часов с дополнительными миссиями — стала её апофеозом, наконец уравняв и возведя в абсолют ролевую и шутерную свои компоненты, при этом не являясь ни тем, ни другим, ни их смесью. Интерактивная космоопера в лучших традициях «вавилона» и прочих. История о том, как действия одного человека изменили галактику. И даже стоны обиженных и недовольных развязкой не прошли даром — $80.000 пойдут больным детям на видеоигры
Stand fast!
«Prophecy is a guess that comes true. When it doesn't, it's a metaphor.»
Неуклюже беря старт, игра быстро набирает обороты. Скомканные начальные уровни проходятся на одном дыхании благодаря невиданным в Mass Effect доселе масштабам действия, тренировка разбавляется тихим сарказмом Андерсона, а Шепард, так и не прибавивший в харизме таки получает возможность всем подряд говорить «А ведь я предупреждал!». Устраиваемый жнецами апокалипсис тем более приятен глазу благодаря тому, что BioWare наконец-то взялась за движок серьёзно. Практически не встречающиеся консольные текстуры, отличные спецэффекты, весьма недурственный дизайн локаций и не уступающие Bulletstorm «задники», помноженные на отличную работу художников-аниматоров и отличную оптимизацию выгодно выделяют игру на фоне предшественниц и просто чертовски радуют на протяжении всей кампании. Разве что огонь подкачал, да плоский дым. Впрочем, это не испортит неизгладимого впечатления от масштабов и атмосферности происходящего. Города горят, разрушаемые двухкилометровыми дредноутами жнецов, неспешно передвигающихся и изничтожающих сопротивление лучевым оружием — под леденящий кровь рёв, не оставляющих равнодушными знакомых с «Войной миров» — аллюзия на уэллсовские треножники лишь усиливает восприятие их как чего-то чужого, того, что должно быть уничтожено. Равно как и «Цербер», который начал охоту за Шепардом и стал врагом №2, преследующим собственные цели в межгалактической бойне.
А уничтожать будет чем. Казалось бы, противник силён и традиционными способами практически непобедим, но, вдруг откуда не возьмись, на Марсе внезапно обнаруживаются чертежи протеанского супероружия, которому дают название Crusible (что бездари коммунисты-ленинисты-пионеры-локализаторы перевели как «Горн»
Stand Strong!
«Just once I’d like to ask someone for help and hear them say, "Sure. Let’s go. Right now. No strings attached.”»
На дворе — война и особо разгуляться нашему капитану не дадут. Уже давно ставшая домом «Нормандия» да шесть уровней на Цитадели — вот и всё наше пространство для взятия квестов. Пожертвовав количеством, BioWare взяла качеством — каждая локация, будь то больница или доки, ставшие прибежищем для беженцев, наполнены людьми и инопланетниками, на каждом шагу — диалоги, банальные квесты «принеси артефакт», магазины… В большинстве своём жители станции заняты своими проблемами, спорами насчёт войны (конец любому из которых мы вольны положить одной меткой фразой в пользу одной из сторон). И солдат, просящий перевода для того, чтобы сражаться со жнецами, а не с «Цербером», и знакомый по первой части землянин, требующий вернуть деньги за фен, и беженка, просящая у турианца из C-Sec помощи — у всех у них своя история, не каждую из которых мы можем изменить, но которые хочется узнать. Тем временем идут новости, в которых сообщают о наших последних успехах — и, чёрт возьми, всё это так атмосферно! Поддержать настроение помогает и потрясающая музыка Клинта Мэнселла — мэтр лишь подтвердил высочайшее мастерство, показанное в «Чёрном лебеде» и «Реквиеме по мечте». И ненавязчивые «боевые» тональности, и трогающие самые тайные фибры души мотивы — в противовес тотальному превосходству бездушной электронщины второй части.
Сами задания условно делятся на несколько категорий: приоритетные, поиск артефактов, N7. Особенно интересны последние — для них используются карты из мультиплеера, привносящие в игру элемент «вертикальности», а нелинейность их поначалу сильно смущает. Впрочем, карты «сюжетных» миссий не слишком сильно отстают — больше нет однообразных пустых коридоров из ME… и однообразных наполненных хламом коридоров из ME2: теперь каждая локация — почти уникальная, copy/paste глазу не заметен, обилие укрытий и разнообразие интерьеров вкупе с различной архитектурой у каждой расы гарантируют обилие тактических приёмов и отсутствие скуки при повторных прохождениях. Карта галактики практически не изменилась, разве что ряд систем (чем ближе к концу, тем их больше) занят жнецами — в них придётся быть аккуратными и не использовать сканер для поиска «интересностей» слишком часто — иначе придётся быстро улепётывать от прилетевших на зов «кальмаров». Сам сканер — замена скучным поисками ресурсов в ME2, теперь достаточно лишь одного клика на карте системы и одного запущенного зонда на планете — да, это тоже надоедает со временем, но хуже бесконечных поездок на неуклюжем «Мако» придумать что-либо сложно.
Тактика наземных сражений вариативна ещё и благодаря вернувшейся системе модификации оружия — помимо общего повышения уровня (с первого по десятый) нам доступны ещё всякие прицелы, штыки, дульные насадки и компенсаторы, влияющие на параметры и внешний вид. Само оружие имеет массу, которая сказывается на времени перезарядки способностей. При наличии минимум полудюжины самых разнообразных образцов в каждом классе — достаточно богатый и, главное, сбалансированный выбор на любой вкус. Тяжёлое оружие практически исчезло — теперь оно изредка встречается бесхозно валяющимся, зато каждый выстрел из «чёрной звезды» или очередь из «минигана» гетов — целое событие. Подкрутили и навыки — теперь у нас на 6 уровней три развилки, что позволяет лучше подогнать бонусы под себя, биотика и инженерные способности сильно прибавили в силе, впервые в серии обеспечивая почти идеальный баланс между всё теми же шестью классами.
Stand together!
«Well, let me know if you want me to get them on the channel and then hang up on them.
You know, for old time’s sake.»
Выше упомянутый мультиплеер (слава богам механики, им занималась отдельная команда) же нельзя рассматривать серьёзно — это не более чем сетевой придаток сингла. Простая механика, скопированная с режима «Horde» из Gears of War 2, даст развлечение на пару вечеров, в редких случаях — на недельку. К сожалению, осенний хит GeoW 3 прошёл мимо канадцев и они не увидели, как надо развивать подобные вещи, а жаль. Однако всё это имело бы мало смысла, если бы в игре не было главного. Не секрет, что многие играют в проекты BioWare чуть ли не исключительно из-за не имеющих аналогов развитых компаньонов главного героя, длинных диалогов и, конечно же, романов. И в этом плане третья часть ничуть не уступает предыдущим: при том что количество постоянных товарищей сокращено до шести
И тем забавнее, после того как всю игру мы наблюдаем последствия решений в первых двух частях, количество которых заткнёт за пояс обоих «Ведьмаков», видеть заявления в стиле «зачем вся эта возня с сохранениями, если это ничего не меняет?». Mass Effect 3 стала отличным завершением эпичной трилогии и можно лишь поблагодарить BioWare за то, что те не стали портить гениальную концовку нудным бубнёжем в стиле Fallout, оставив на откуп воображению и логике фанатов очевидные вещи. 1↑. К сожалению, в фонд борьбы с людской наивностью не было отчислено ни цента, а ведь стоило.
2↑. Это далеко не единственный пример ужасной работы команды переводчиков — благо, любая версия игры позволяет выбрать любой из шести языков, в том числе и оригинал.
3↑. А голливудский хэппи-энд можно лицезреть лишь в New Game +, импортировав героя после прохождения игры.
Оценки:
Презентация: 9 (Скомканное вступление с лихвой компенсируется красочной картинкой, впечатляющими видами и мастерски срежиссированными кат-сценами, всё это под потрясающий саундтрек Клинта Мэнселла — в целом, игра себя подаёт так, как это делает отличный фильм. Возможно, вы не найдёте слишком много потрясающих воображение сюжетных поворотов или событий, но и откровенно плохого тут тоже нет.) Геймплей: 8.5 (Подвинченные гайки шутерной составляющей дают о себе знать: разные типы противников и нелинейные локации наконец-то внесли элемент тактики, а улучшенный ИИ не даёт отсидеться в укрытии, при этом общая сложность не возросла, в отличие от общего качества. А система модификации оружия, брони и настройки навыков лишь добавляют разнообразия в способах отправления недругов на тот свет.) Контент: 9 (Баги встречаются сравнительно редко, оптимизация на высшем уровне и лишь консольный интерфейс не даёт насладиться по полной программе, при это игра по настоящему трогает обилием отсылок к предыдущим частям и драматических «необязательных» сцен. Фирменное качество персонажей и диалогов — в комплекте, как и мультиплеер, являющийся годным довеском, привязанным к синглу.) Послевкусие: 9 (Великолепный рассказ о том, как действия одного человека изменили судьбы миллиардов, о том, как его история вплелась в историю вселенной, где каждая мелочь имеет значение, где каждое действие имеет отголосок, где рояли в кустах компенсируются общим качеством сюжета, а недостаток новых идей — невероятно проработанным механизмом порта сохранений и сильной концовкой.)
Итог:84% Определённо, не самая лучшая игра всех времён и народов. Но это очень сильный проект, сочетающий в себе как классические сильные стороны игр BioWare, так и крайне удачную боевую механику с неожиданно нестандартным и крайне интересным завершением истории Шепарда. Dixi