«Battletoads — универсальный ответ на любой вопрос жизни» — Уютненкое Луркморье. Stomping time!
Выбор в качестве стартовой платформы NES, которая постепенно уступала позиции Sega и Super Nintendo, мог показаться на первый взгляд странным, однако RARE сумели выжать максимум из скромной 8-ми битной консоли, удивив игроков превосходной графикой. Сюжет первой игры, которая называлась просто Battletoads, был незамысловат: Черная Королева (Dark Queen), являющаяся главным антагонистом во всей серии, похитила принцессу Анжелику и сопровождающую ее жабу Пимпла (Pimple). Зитц (Zitz) и Рэш (Rash) вместе со своим наставником Ти. Бердом (T. Bird) пускаются вдогонку на космическом корабле «Гриф».
Классическим Beat’em Up назвать эту игру трудно: помимо стандартных потасовок, она изобилует прыжками и гонками на различных транспортных средствах. Очень часто герои вынуждены перемещаться в условиях необычной среды, например, под водой или по скользкому льду, что сильно изменяет геймплей и привносит изрядную толику хардкора. Нужно отметить, что именно хардкор стал визитной карточкой Battletoads, исправно на протяжении всех частей серии бросающих вызов игроку. Только блестящая реакция, терпение, хорошая память и сообразительность могли гарантировать успешное прохождение.
Другой фирменной фишкой игры стали своеобразные «удары милосердия»: герои, добивая врага, трансформировали свое тело в гротескные и причудливые инструменты убийства. Гири, огромные кулаки, бараньи рога — все это было не только прекрасной альтернативой классическому оружию черепашек ниндзя, но при этом еще и добавляло в игру здорового треша. Зитц и Рэш также могли использовать всевозможные подручные средства, среди которых особенно выделялись части тел поверженных противников.
Двенадцать разнообразных и уникальных уровней скрывали в себе особые порталы, позволявшие игрокам миновать нелюбимые участки игры или же просто экономить время. Имелся и режим парного прохождения, но он не упрощал, а наоборот усложнял игру, поскольку смерть одного из игроков автоматически заставляла проходить отрезок игры заново и его компаньона.
Несмотря на запредельную сложность и наличие колоссального количества багов (как вредоносных, так и полезных), Battletoads стали настоящим хитом и вошли в топ-100 лучших игр всех времен и народов
Решив «ковать стулья, пока они горячи», RARE два года спустя выпускают продолжение — Battletoads and Double Dragon. Несмотря на то, что игра считается кроссовером двух игр, от серии о близнецах Драконах взято тут очень мало, даже сам движок остался прежним, «баттлтодсовским», лишь была несколько доработана графика и перерисован ряд ее элементов. Оперативно среагировав на замечания игроков, сетовавших на обилие утомительных прыжков и гонок, а также на повышенную сложность, разработчики решили сместить акцент в сторону классического Beat’em Up и сократить общее число уровней, сосредоточившись на максимальной плотности действа.
Battletoads and Double Dragon предлагает игроку аж пять персонажей: братья Драконы Джимми (Jimmy) и Билли (Billy) и хорошо известные по первой части Зитц, Пимпл и Рэш. Люди и амфибии обладали различными приемами, а также своими сильными и слабыми сторонами, что поднимало интерес к игре, стимулировало пройти ее как минимум дважды. Сюжет, поделенный на семь частей, по-прежнему незамысловат: не сумевшая одолеть жаб, Черная Королева не отказалась от своих планов. Для претворения их в жизнь она объединила усилия с Шейдоу Боссом (Shadow Boss), главным антагонистом игр о братьях Драконах. Ключевая роль в ее мероприятиях отведена огромному космическому кораблю (Ratship), на борту которого и происходит действие первых трех уровней игры, а четвертый уровень представляет собой весьма интересную космическую аркаду, в ходе которой герои уничтожают сам Крысиный корабль.
Вторая часть серии превосходит свою предшественницу по всем статьям, особенно это касается боевой составляющей: значительно возросло число ударов, многочисленные противники, среди которых появились и люди, добиваются красивыми и весьма жестокими приемами. Все это резко подняло градус насилия в игре.
Привнеся толику нового, RARE не забыли и об уникальных и полюбившихся чертах Battletoads, причем все они были доработаны и отшлифованы: количество дополнительного оружия возросло (включая даже динамитные шашки), гонки на гравициклах дополнились потасовками с неприятелями, одновременно был снижен темп происходящего в этот момент на экране. Никуда не делся и весьма удачный уровень, где герои спускались на дно туннеля по веревке, причем он тоже был доработан. Изменившись в лучшую сторону, Battletoads остались все теми же полюбившимися игрокам жабами.
Успех игры был колоссальным. В России картридж в оранжевой пластмассовой коробочке был заветной мечтой каждого мальчишки, а ушлые рыночные торговцы обменивали «Баттл́ов» аж на три носителя с другими играми. Battletoads and Double Dragon стали игрой для всех, породив массы детского фан-арта, рисовавшегося яркими фломастерами в школьных тетрадях. Отличная графика, искрометный экшн, необходимое каждому мальчишке-подростку насилие вкупе с доступностью пиратских китайских картриджей дали потрясающий результат. Несмотря на то, что RARE впоследствии выпустили еще две игры, отличавшиеся куда более красочной картинкой и расширенным геймплеем, повторить успеха предшественницы в нашей стране им не удалось.
Battletoads in Battlemaniacs, третья часть серии, появилась в том же 1993 году, но на 16-ти разрядной приставке SNES. С одной стороны, это резко расширило возможности игры, прежде всего речь идет о графике, с другой — сократило круг потенциальных игроков, особенно в странах бывшего Союза. В начале и середине девяностых в России лишь считанные единицы геймеров имели SNES, причем не только высокая цена, доступная лишь «богатеньким буратинам», но и дефицит картриджей делали эту приставку непопулярной.
Battletoads in Battlemaniacs по своей сути являлась качественно переработанной оригинальной Battletoads. Нужно отметить, что RARE провели ювелирную работу: сумев сделать новую игру, они оставили неизгладимое дежавю у всех фанатов серии — схожих чувств удалось добиться авторам сериала «Шерлок BBC».
Снова, хотя уже в виртуальной реальности, а не наяву, Черная Королева похитила одну из жаб (теперь уже Зитца) и дочь президента компании «Псикон», разработавшей тот самый эмулятор фантастического мира.
Уровни являются аналогами Battletoads, хотя была продублированы не все: места не нашлось ледяному и подводному отрезкам оригинала. В целом, Battletoads in Battlemaniacs получилась очень удачной заменой зубодробительному предшественнику: новые приемы, новая графика, новые возможности, сниженная сложность — все это делает ее обязательной к ознакомлению любого фаната серии. Теперь уже на эмуляторе.
Наконец, на сладкое, четвертая (заключительная) игра о жабах, вышедшая в 1994 году на игровых автоматах. Нужно отметить, что тут британцы развернулись вовсю, выдав просто искрометный Beat' em Up, а 32-х разрядная система позволила порадовать потребителя красочной графикой, которая способна нравится и сейчас, почти 20 (!) лет спустя. Уровень насилия вырос многократно. Вырос настолько, что даже Battletoads and Double Dragon в сравнении с Arcade выглядит невинной девчоночьей адвенчурой о Русалочке: шесть уровней игры наполнены до краев восхитительным насилием и кровью. Отлетающие головы крысят, срезанные циркулярной пилой, в которую отныне могут превращаться руки Рэша, Пимпл, раздавливающий ногой, словно гнилой арбуз, голову противника, Зитц, просверливающий насквозь гигантским буром лицо дергающегося в предсмертной конвульсии врага… Причем все это насилие вполне адекватно, так как противники тут далеко не мальчики для битья: они первые атакуют героев, обходят его с тыла, действуют напористо и нагло.
RARE окончательно отказались от прыжково-гоночных элементов, сосредоточившись на драках — отсюда и возросшая активность врагов, поскольку Battletoads стандартно выдерживает планку ершистой и непокорной игры во всех частях серии. Была продолжена, начавшаяся в Battletoads in Battlemaniacs, тенденция к индивидуализации героев. Теперь каждый из героев обладает уникальной внешностью (ранее они отличались друг от друга лишь окрасом) и приемами, также они наделены своим бонусом. Итак:
Пимпл. Самая крупная и сильная жаба коричневого окраса с желтоватым брюшком. Пимпл несколько неповоротлив, зато его удары наносят больше повреждений врагам. Способен превращать конечности в различные тяжелые, часто каменные, предметы: гири, молоты. Примечателен удар с разбега, когда жаба превращается в гротескного игрока американского футбола. Пимпл туповат, но в бою это ему нисколько не мешает.
Зитц — самый умный из троицы. Он лидер и «мозг» компании, аналогично Леонардо из Черепашек Ниндзя. В игре он облачен в кожаные краги и пояс, цвет шкуры – хром-кобальт (сине-зеленый). Зитц предпочитает драться руками, превращая их во всевозможные машины смерти: пресс, бур, дисковую пилу, или же просто многократно увеличивая размер кулаков. Бонусом этого героя является увеличенная площадь поражения ударов, позволяющая зачастую захватить больше противников.
Весельчак и приколист Рэш быстр и ловок. В драке эта жаба предпочитает использовать ноги, которые могут внезапно для врага трансформироваться в палицу или огромный ботинок с усеянной шипами подошвой. Рэш самый маленький из друзей (даже противника он несет над головой двумя руками, а не одной, как его товарищи), что позволяет ему не только быстро бегать, но и прыгать дальше всех. Игра за эту желто-зеленую жабу не менее ярка, чем окрас его шкурки: она изобилует уловками и финтами.
Весьма разнообразны в игре и противники, чего только стоит злобный олень Санта Клауса Рудольф и крысы-коммандо с бластерами (которые, после смерти врага, может использовать игрок). Не менее интересны и боссы, для противодействия которым нужно подобрать верную тактику. Действовать хитростью, а не слепой силой.
Расширенные возможности 32-х разрядной системы позволили вставить в игру речь, существенно повысить качество звуков и музыки, органично дополняющей творящуюся на экране кровавую вакханалию.
В целом, подводя итог серии, стоит отметить, что всего за четыре года RARE смогли создать легенду. Из клона Черепашек Ниндзя Боевые жабы выросли в самобытных и брутальных героев. К сожалению, они прочно поселились лишь на игровых консолях и автоматах — мультипликация и комиксы амфибиям не покорились.
- Разработчик: RARE.
- Издатель: Nintendo, Sega, Electronic Arts.
- Жанр: Beat 'em up.
- Платформа: Arcade, NES, Super NES, Sega, Game Boy.
- Дата выхода: 1991-1994.
- Возрастные ограничения: 12+.
Для Вас работает еретик Resurgam. Please enjoy.
|