Каталог




Главная » Блоги » Другое » Оборотни: берсерки, Красная Шапочка и Жеводанский зверь


Оборотни: берсерки, Красная Шапочка и Жеводанский зверь




Alecto



Статус: Offline


Добавлено: 16 августа 2011
Просмотров: 7493 | Комментарии: 5

Понравилось: 4 пользователям


А вы верите в оборотней?
Я – нет. Наверное, потому, что никогда их не видел.
Однако вера в оборотней является важной чертой мирового фольклора, а уж представить себе фентези-мир без оборотней практически невозможно.
Итак, кто же они такие – ОБОРОТНИ?
….Полнолуние наступило. И древний лес огласил вой, куда более громкий, чем вой обычного волка. Дети в деревнях начинали плакать, женщины их успокаивали, сами чувствуя суеверный ужас, мужчины хватались за оружие. Все понимали, что пришло время оборотня – время, когда таинственное, могучее и смертельно опасное существо выходит на охоту…


ОТКУДА НОГИ РАСТУТ?

Вера в оборотней идет с первобытных времен. Древние верили, что у каждого человека есть животное-предок – тотем. Отсюда почитание животных в первобытных культурах, отсюда сохранившийся до наших обычай делать татуировки с изображением львов, пантер, волков, драконов, орлов. А у вас есть такая татуировка? Люди мало изменились с тех времен.


Египтяне изображали своих богов звероголовыми. У древних вавилонян каждое божество имело животное воплощение. Например, богиню Иштар, самую почитаемую в Вавилоне, часто изображали в виде змеи.
В античной мифологии оборотничество было излюбленной темой: бог Зевс соблазнил Леду, обернувшись лебедем. Волшебница Цирцея у Гомера превращала своих возлюбленных мужчин в свиней ( в прямом смысле). Основатели Рима Ромул и Рем были выкормлены волчицей, и потому считалось, что в жилах истинного римлянина есть волчья кровь. Посмотрите на римских знаменосцев-вексилариев – с чего это носили они шкуры львов, волков и лисиц поверх доспехов?
Древние искренне верили, что оборотничество возможно, более того – оно наделяет человека уникальными чертами. А именно силой, проворством, живучестью и свободой дикого зверя. Так что ничего плохого в таком перевоплощении нет, разве что вести себя надо соответствующим образом.
В разных мифологиях обличья были разные. В Европе самым излюбленным аватаром любого оборотня был волк, иногда медведь, реже кабан или кошка. В Китае и Японии верили в девушек-лисиц и девушек-кошек ( вот они, анимешные некки!), причем существа эти отличались весьма опасным характером, и часто встреча с ними приносила беду.



В Африке до сих пор существуют целые общества людей-гиен, людей-леопардов, людей-львов со своими тайными ритуалами и колдовскими обрядами, которые, как считаются, могут и впрямь превратить человека в животное.
Естественно, что возможность оборотничества прежде всего связано с культом силы – вряд ли прижилась бы вера в людей-овец, людей-коров, людей-зайцев. Оборотень был прежде всего хозяином ночи, олицетворением мощи дикого зверя, которая недоступна обычному человека. И потому древние так охотно верили в подобное перевоплощение.

БЕРСЕРКЕРЫ, КРАСНАЯ ШАПОЧКА И ЖЕВОДАНСКИЙ ЗВЕРЬ

В средневековой Европе вера в оборотней расцвела пышным цветом. В 8-9 веках на Европу обрушились свирепые варвары с Севера – морские разбойники-норманны. Среди них были воины, которые, как считалось, могли обращаться в диких зверей. Эти воины, впадавшие в бою в неистовство и совершенно нечувствительные к боли, назывались берсеркерами – от древнескандинавского «Бер» - медведь. Берсеркеры в медвежьих шкурах часто неслись в атаку на четвереньках и порой разрывали врагов на куски голыми руками. Правда, перед боем эти чудо-воины принимали сильные стимуляторы, вроде настоя красного мухомора…
Отголоски веры в оборотней есть и в рыцарской культуре. Имя одного из главных персонажей рыцарских романов, валлийского короля Артура, переводится с латинского как «Медведь». Посмотрим на рыцарские шлемы и гербы на щитах – опять волки, львы, пантеры, драконы, грифы, прочие хищники. Но в конце 14-начале 15 века вера в оборотней в Европе обрела новый, страшный аспект: католическая церковь объявила оборотничество одной из форм одержимости дьяволом. Начинается печально знаменитая охота на ведьм, во время которой тысячи женщин были приговорены к сожжению как ведьмы. Демонологии и инквизиторы верили, что ведьмы, помимо прочего, обладают властью превращаться во всевозможных тварей, от мыши до дракона, а также повелевать стаями крыс, бешеных волков и медведями-людоедами.




Именно в это время оборотни прочно прописываются в европейском фольклоре. В Германии верили в вервольфов – людей-волков, похищающих детей. Во Франции верфольфа называли Лу-гару (по-французски «волк-колдун»), считая, что подобное существо обладает еще и способностями сильного мага. В северных провинциях Франции, Бретони и Нормандии, люди верили в бисклавере – сильных и опасных хищников-оборотней, которые охотятся стаями и убивают всякого, кого встретят. В Англии люди как огня боялись баргестов – демонских собак, даже вой которых предвещает смерть
И как знать, может быть все эти истории так и остались бы жуткими и полузабытыми легендами, но в середине просвещенного 18-ого века, в эпоху, когда лучшие умы высмеивали церковные сказки, когда работали великие философы, естествоиспытатели и ученые, во Франции, а точнее в провинции Жеводан, произошло нечто странное. Началось все в 1764 году. На жителей сразу нескольких деревень начал нападать огромный волк. На первый взгляд ничего необычного в том не было – волки, привыкшие питаться трупами погибших во время бесконечных войн, совершенно перестали бояться человека. Однако жеводанский волк был необычен. Так необычен, что и волком-то его назвать нельзя. Во-первых, он нападал в одиночку и всегда днем. Во-вторых, он почти никогда не атаковал мужчин, его жертвами обычно становились только женщины и дети. Этот странный волк был необычайно хитер – он плевать хотел на приманки и капканы, с невероятной ловкостью уходил от облав, будто издеваясь над охотниками. В-третьих, в действиях волка была странная избирательность: бывали случаи, когда намеченные жертвы, дети, как правило, оставались живы лишь потому, что кидались в волка камнями и громко кричали, а в другой раз он убивал без жалости и оставлял трупы нетронутыми. Очевидцы в один голос говорили, что зверь огромен, чуть ли не с теленка величиной, имеет необычно светлую окраску, и всегда нападает, вставая на задние лапы. Жеводан охватил суеверный ужас. Слухи о странном чудовище дошли до Парижа, и король Франции вынужден был послать в Жеводан своего придворного егеря Антуана де Ботерна. Грандиозная облава успехом не увенчалась, были убиты сотни волков, но Зверя среди них не было. Спустя некоторое время волк опять объявился в округе и начал убивать. По разным данным зверь убил от 80 до 136 человек за три года своей кровавой карьеры. Лишь стараниями местного вельможи, маркиза де Апшера, бесчинствам Жеводанского зверя был положен конец. Именно де Апшер раз за разом организовывал облавы, одна из которых летом 1767 года наконец-то увенчалась успехом. Убийцей таинственного волка стал местный житель Жак Шастель, которого вместе с сыновьями ранее обвиняли в том, что это они напустили на округу страшного зверя – вот ведь совпадение!

…. Шастель встал, глядя на зверя. Волк появился из зарослей орешника бесшумно и неожиданно, точно призрак. Он был огромен. Шастель не сомневался, что видит оборотня – вдоль хребта зверя шла темная рыжеватая грива, о которой много раз говорили очевидцы. Зверь вздохнул совсем по-человечески и взглянул на охотника. Шастель вскинул мушкет и выстрелил…

В желудке волка были найдены части тела десятилетней девочки – последней жертвы хищника, - и куски красной ленты, которой у погибшего ребенка были подвязаны волосы. Не этот ли случай лег в основу знаменитой сказки Перро о Красной Шапочке? Из волка сделали чучело и отправили в Париж, но по дороге чучело испортилось, и награды за уничтожение зверя Шастель так и не получил.
Странно, но за два года охоты зверь много раз уходил от самых опытных охотников и ловчих, а в этот раз будто позволил себя убить. Не потому ли, что сам устал от своих злодеяний? И смог бы Шастель застрелить чудовище, не будь его мушкет на этот раз заряжен освященной серебряной пулей?

А НА РУСИ…

Наши предки тоже верили в оборотней. Их называли волколдаками или вовкулаками. Считалось, что колдун может превратиться в волка, если захочет. Для того, чтобы обратиться зверем, не надо было ждать новолуния – достаточно было перекувыркнуться через вбитый в землю нож. А еще оборотнем можно было стать, поев волчьего мяса. Оборотнем становился и тот, на кого при встрече в лесу волк глянет первым. Да и попить воды из волчьего следа было того, опасно. Помните братца-Иванушку? « Не пей, братец, из копытца, козленочком станешь….»
Русские оборотни были не в пример миролюбивее своих европейских собратьев. Если и резали кого, то скот, если и шалили, то примеров в истории тому не оставили. Зато оставили след в русских былинах, сказках и в литературе.


Всего комментариев: 5

Информация
Для того, чтобы оставлять комментарии к данной публикации необходимо зарегистрироваться .
Набор в команду сайта
Наши конкурсы











Ответ на жалобу смотрите в разделе жалоб