Приветствую, дорогие читатели! Предисловие: блог посвящен не отдельным личностям и их творчеству, а обществу и общественному мнению.
Предупреждение: я постарался не затрагивать чужих вкусов и предпочтений. Несмотря на это Пинки предупреждает, что некоторые читатели могут крайне негативно воспринять содержание блога и обвинить автора в необъективности.
|
Идею написать этот блог меня натолкнула одна статейка, на которую я наткнулся совершенно случайно. В ней речь шла об отдельной эпохе творчества эпотажного музыканта Мэрлина Мэнсона. В статье вскользь промелькнула мысль, подействовавшая как гром среди ясного неба.
"Концепцией Celebritarianism’а является обвинение культуры, которая ставит серийных убийц на тот же уровень известности, что и восходящих звезд. Из этого и происходит псевдоним «Marilyn Manson». Celebritarianism (если понимать буквально, потребление концепции знаменитости) — это, когда один начинает питать любовь к другому уже после его смерти; когда убийство кого-то, снятое на камеру, гарантировано ведет к посмертной известности, примером чего как раз и является убийство Кеннеди, ставшее публичным делом, которое постоянно показывали по телевидению. После его смерти Кеннеди стал буквально вторым Христом в глазах Америки. Песня «Posthuman» является ссылкой на некое общество, в котором насилие является религией, а святыми являются мертвые звезды, являвшиеся блаженными либо общественно убитыми. Мертвая рок-звезда становится совершенством, и он останется им на века. Он никогда не изменится, никогда не состарится, блеск его величия, обретенного на вершине славы — в момент смерти — никогда не потускнеет."
Я подумал и понял - все действительно так! Собрав все мысли в кучу решил разложить все по-полочкам. Начну сразу с десерта - с ярких рок звёзд.
Виктор Робертович Цой - поэт, актёр, художник, лидер пост-панк группы "Кино", был настоящим кумиром молодёжи в СССР. Многие выросли на его песнях, посему он остается для многих кумиром и по сей день. Песня "Перемен" стала настоящим откровением. На фоне серости и шаблонности он казался новым романтиком и бунтарём, шокировавшим умы обывателей. "Перемен" была шоковым разрядом. Новый, непривычный, раздражающий взгляд на серую повседневность, особенно в этой песне, был настоящим вызовом для общества того времени. После съемки в нескольких фильмах он стал известен не только слушателям музыки, но и широкому зрителю, пусть и как актёр. Для людей Цой стал кумиром во многом потому, что был эдаким "Истинным Смертным". Он жил как простой человек, и умер как простой человек. Но есть и обратная сторона медали. Все лавры славы достались одному лишь Цою. Недавняя смерть барабанщика группы "Кино" - Георгия Гурьянова осталась незаметной для многих поклонников группы. Ее не так освещали в СМИ, ведь он был простым музыкантом. Людям плевать, что он был товарищем Виктора Цоя и частью "Кино". Уверен, многие "фанаты"(в кавычках) вряд ли помнят ударника в лицо, ведь для них он был всего-лишь пешкой в тени славы кумира. Самые ярые фанатики упорно верят в бредовые версии смерти, дескать Виктора Цоя за его песни с протестом убрало правительство. Бытует легенда о "Последней песне Цоя" под названием "Новый мир", написанная на какой-то тетрадке и найденная уже после смерти. О ней не распространялись по телевидению, дескать,… "цензура встала на дыбы против текста потерянной (предположительно) песни Виктора Цоя. При попытке публикации текста на сайтах песенных текстов и стихов текст "Новый мир" не проходит модерацию и не публикуется» Фанатики утверждают, что причина этому "страшная правда в тексте песни". Дескать - Цой предвидел ужасное будущее. На деле - не публикуют ее потому, что это всего лишь очередной фейк (фальшивка) и попытка примазаться к славе умершего или создать новую "страшилку". Точная цель до конца не ясна. Главное доказательство против этой бредовой версии - более вызывающие тексты, однако, все же публикуются на различных сайтах, будь то зарубежные или отечественные исполнители. Патриотизм нередко сходен по эффекту с розовыми очками, затмевая все черное. Многие так отчаянно и так слепо хотят верить в самобытность русского рока, что это становится похоже на крестовый поход, только менее масштабный. Яро отрицаются любые заимствования, ведь это бы значило, что "загнивающая Западная культура" в той или иной степени повлияла на творчество многих групп, в том числе и "Кино". Фанаты и фанатики болезненно реагируют на бытующее мнение о плагиате, ведь окажись оно правдой, то это бы значило, что кумир, герой и символ поколения на самом деле творческий мошенник, присвоивший славу только лишь себе. Главный аргумент против: "В те времена практически невозможно было достать зарубежную музыку, тем более рок. Это они плагиатили у нас, а не наоборот!". При этом, совершенно забываются факты - пост-панк появился еще в семидесятых годах в Великобритании, а Кино появилось в 82ом году. Кроме того, существовал Ленинградский рок-клуб, где все-таки можно было достать зарубежные записи. Однако, я не могу утверждать наверняка, что группа "Кино" занималась плагиатом, т.к. у меня недостаточно данных и музыкальных познаний, однако основания у этих подозрений все-же имеются. Больше всего огорчает то, что у заслугах зарубежных коллективов никто и не знал и не узнает. Никто не хочет и не кто не любит хвалить Запад, что уж говорить о его музыкантах. Если язык чужд и незнаком, то в силу приходит аргумент "да они там поют одну бездуховщину и "йес, бейби оууу еее".
Курт Дональд Кобейн - фронтмен и лидер группы Nirvana. Пожалуй, единственный для России и стран СНГ музыкант, почитаемый на уровне Майкла Джексона и Элвиса Пресли. Правда, об этих двух старичках уже изрядно подзабыли. Курт прославился в русскоязычных сигментах совсем недавно, во многом благодаря социальным сетям, в 2010ом году, когда царила волна ненависти к канадскому певцу Джастину Биберу. Кто-то пустил слух, что тот опрометчиво сказал "Я чувствую себя Куртом Кобейном моего поколения, но люди меня просто не понимают". Люди обрушили праведный гнев на обидчика умершей знаменитости, даже не разбираясь в подлинности авторства цитаты. Это одна из главных причин, по которой у защитников сложилось шаблонное и стереотипное мышление, согласно которому "Не любишь Нирвану? Слушаешь Бибера, прочую попсу и рэп". Действует оно и по сей день. Ну и свой вклад сделал MTV, провозгласивший Курта Кобейна человеком года... уже посмертно. 8 апреля 1994 года Курт Кобейн был обнаружен у себя дома с ружьем поперек тела. Причина смерти - самоубийство. Курт Кобейн стал настоящим мировым рекордсменом по посмертным продажам. С его успехом не может сравниться даже группа Pearl Jam, играющая в том же жанре, выпустившая порядка десяти альбомов и выступающая по сей день. Курт был лишь вокалистом одной из четырех важных гранж-групп. Почему же все лавры достались ему одному?
Ответ очень прост - все ради денег, все ради продаж! Правообладатели видят в смерти исполнителя отличный пиар-рекламный ход, благодаря которому можно достучаться до как можно более широкой аудитории. И это не всегда ближайшие родственники. Зачастую это вообще левые люди. Они могут выкупить права за бесценок, а потом заработать на них миллионы, приклеив нужный ярлык. В духе "Не понятый при жизни гений. Стыдитесь, люди, вы не ценили то, что имели." Критики и скептики просто не смогут сказать плохого и будут щедры на оценки, ведь "Про умерших либо хорошо, либо никак". В противном случае они покажут себя в дурном свете. Смерть приумножает славу человека, известного еще при жизни. Эффект зависит от множества разных факторов, однако, есть общие черты для отдельных случаев. Курт Кобейн и Виктор Цой умерли молодыми. На момент смерти обоим не было и тридцати. Их группы находились в самом рассвете сил, в частности Nirvana, успевшая записать всего лишь три студийных альбома. Оба музыканта умерли, находясь в зените славы, еще не успев израсходовать свой потенциал. Отмечу, что значимость этих групп довольно разная. Для жанра "гранж" потеря Nirvana не оказалась значимой. Три туза в лице Soundgarden, Alice in Chains и Pearl Jam продолжают творить, что уж говорить о менее известных и значимых для жанра коллективах. Гранж вышел из моды и в последствии был вытеснен со сцены альтернативным роком и nu-metalом. Кино же являлось одним из немногих китов русского рока. Ниша группы пустует до сих пор. То ли ни у кого ни хватило смелости, то ли мастерства. О чем это говорит? Публика благоволит молодым, еще не успевшим пожить и надоесть. Когда звезда стареет и "затухает"(перестает творить или же еще хуже - начинает участвовать в третьесортных телешоу на федеральных каналах, тем самым убивая о себе добрую память), то в случае ее смерти так сильно скорбеть не будут... потому что на склоне лет звезда успела реализоваться в творчестве, получить известность, богатство и обзавестись семьей. Да, Кобейна и Цоя последний пункт не касается, но похожи ли они на скучных серьезных остепенившихся женатиков и семьянин? Не думаю. Это приводит к выводу, что яркость огня посмертной славы зависит не столько от самой знаменитости, а больше от общественного мнения и отношения лично к нему и потенциальной прибыли для правообладателей и заинтересованных лиц. Нередко к славе умершего (будь то актер, музыкант, режиссер и т.д) пытаются примазаться ради пиара. Все мгновенно превращаются в лучших и преданных друзей, "шокированных" смертью, но при этом без капли зазора рекламирующих самих себя.
...Почему плохо возводить культ вокруг умершей знаменитости? Её слава отбрасывает очень длинную, холодную, и непроглядную тень, в которой оказываются все другие деятели из той же стези. Выбраться оттуда чертовски трудно. Даже счастливчикам, которым удалось преодолеть это уже больше никогда не видать Олимпа Славы. Там попросту не найдется места для них. Публика и индустрия обрушит предвзятость на тех, кто покусился занять нишу мертвой звезды. В культе умершей знаменитости появляется множество псевдо-фанатов и псевдо-поклонников. Это побочный эффект посмертной "рекламы". Обычно, исчезают по-прошествии моды, или находят себе новый объект почитания и/или скорби. Псевдо-поклонники, как правило, мало что знают об объекте почитания и любят его за одну книгу/песню/роль. Считают, что настоящими ценителями их делает приобретение всевозможного скрапа (от маек и кепок до прядей волос) и ярое позерство в духе "все вокруг должны узнать, как сильно я скорблю!". Псевдо-поклонники так же любят возвышаться над другими фанатами и любителей, тыкая им чуть ли не в нос различными премиями, наградами и словами из раздряда "культовый", "легендарный", "всеми признанный". Уже реже встречаются зацикленные и помешанные фанатики, посвящающие свою жизнь поклонению умершей знаменитости. Знает все о предмете обожания и даже больше, в отличие от псевдо-поклонников. Покупает не море всевозможных мелких сувениров, а что-то одно, и что-то очень дорогое. Самое страшное - они могут навредить себе или окружающим. (Отмечу, что я не отрицал, что такие кадры бывают и при живой знаменитости)
Культ вокруг мертвой знаменитости, как правило, отворачивает взгляд своих последователей в прошлое, приукрашенное ностальгией. В итоге, никакого адекватного взгляда в настоящее и будущее. Кумир становится богом, а его достижения заоблачной вершиной, не досягаемой для простых смертных. Люди перестают верить в свои собственные силы и реально оценивать ситуацию. Новых кумиров не появляется, всем проще ждать их появления... из неоткуда.
Скомканная и урезанная часть про "звезд истории". Их видно сквозь века, их действия влиятельны, их личности обросли слухами и мифами. Их боготворят и их ненавидят... Всякий раз, как я слышу "При Сталине такого бы не было..." у меня создается ощущение, словно для упомянувших он был каким-то сверхчеловеком, обладавшим неслыханным долголетием, которое бы позволило ему дожить до наших дней, если бы не смерть (вокруг которой выросло немыслимое множество теорий и версий). И никто из почитателей не хочет стать "Новым Сталином". А зачем? Лучше и не пытаться. Лучше скорбеть и искать виноватых. Во всем. Лучше верить в то, что один человек может исправить все, но этот человек - не ты. А если замена Кумира придет откуда-то, то только свыше! Но не из простого народа. Ведь сейчас поколение уже не то, кумиров породить оно не сможет. Поэтому, лучше и не надеяться. Скорбеть, скорбеть и еще раз скорбеть. Отличный способ оправдать все отсутствием великого человека среди живых. Другие же пытаются очернить уже мертвого чужого Кумира, пытаясь выставить его в глазах других чудовищем. Ради возвышения своих кумиров (обычно - живых), самопиара и дискредитации последователей культа мертвого кумира. И двойная мораль общества позволяет им это делать. Порой любовь поклонников вещь куда более худшая, чем осуждение скептиков... из-за своей фальшивости. Большинство нынешних любителей советского союза (не считая тех, что постарше) даже толком не жили в то время и (или) не особо хорошо знают историю, а так же выращены на мифах и байках. Многие упираются в размер государства и вкусность/цену мороженного/колбасы. "Мы были самой читающей страной, а теперь"... "Раньше не было столько бездомных и беспризорников", И это не голословно. Возможно, кто-то из читателей вспомнит такие утверждения на полном серьезе. Во главе слепого поклонения зачастую стоит незнание. И, как правило, это поклонение существует лишь на показ и на словах.
Все упирается в "Если бы..." и теоретические и гипотетические ситуации. Например, ответ на вопрос: "Смог ли бы ты пожертвовать свою плоть и кровь ради воскрешения своего кумира?" Поклонник может сказать "Да", прекрасно зная, что не встанет перед таким выбором. Однако (гипотетически) оказавшись на операционном столе и завидев циркулярную пилу в полной боевой готовности, поклонник либо струсит, либо позволит себя раскромсать. В первом случае он будет просто хвастуном и показушником, соглашающимся на невесть что. Во втором - фанатичным безумцем, готовым пойти на форменное сумасшествие и верную смерть... ради Кумира. Большинству не достает реализма, сдержанности и смирения по отношению к смерти и тем, кого она забрала. Стоят ли ушедшие кумиры страданий и слёз?
Этот проект начат журналистской ячейкой Word Bearers. Если у вас есть предложения или пожелания обращайтесь в ЛС.
|