О литературе. Часть вторая. |
Здравствуйте, уважаемые
читатели. Помнится, давным-давно не в очень далекой Галактике я писал
блог о том, что называют современной литературой. Собственно, нет, в этом блоге
я не буду говорить о других авторах великолепных (для использования в качестве туалетной
бумаги) книг. Мы поговорим о более глобальной проблеме. Об этом мало кто задумывается, ведь это слишком очевидно, но
каждая книга была когда-то современной, а каждый автор – молодым и неизвестным.
В том числе и "наше все” - Александр
Сергеевич Пушкин. С чем ассоциируется это имя? Ну, естественно, вспоминается
голос учительницы литературы, говорящей о чести и чувстве собственного
достоинства Пушкина, о его удивительных стихах. О чести Пушкина мы поговорим
чуть позже. Стихи Пушкина. С первого взгляда, они великолепны! Их
звучание, употребляемая лексика, их смысл!
Однако обратимся к спискам лучших писателей (топам, если так вам будет
проще понять). Угадайте, на каком месте в них Александр Пушкин?
Пара-пара-пам-пам. Ни на каком. Он в пролете, в то время как Набоков, Чехов и
Достоевский (и иногда Толстой с Чеховым) стабильно входят в первую десятку или
двадцатку. Западные читатели не ценят Пушкина, хотя мы считаем его великолепным
автором. Почему? Обычно учителя литературы на это реагируют следующим образом:
"Пушкина невозможно перевести, а смысл его стихов понятен только русскому”. Да
будет так! Но разве легко переводить Чехова, который постоянно использует
абсолютно непонятную иностранцу игру слов? Учительница по литературе справедливо говорит:
"Его ценят за рассказы без игры слов”. И она делает ошибку: великий Джеймс
Джойс, входящий, как правило, в top-5
авторов, и чуть менее великая Виржиния Вульф ценили Чехова именно за это самое
искусство игры слов. Противоречие, а? Продолжаем. Теперь о смысле стихов, якобы
понятном только русскому: разве Достоевского и Толстого с их типично русскими
героями не трудно понять иностранцам? Nuff said. Теперь о чести Пушкина. С одной стороны, он постоянно
защищал честь своих дам на дуэлях. С другой стороны, он любил чужих жен. И
мамаш. Нувыпонели. . А понимали ли Пушкина современники? Даже если не брать
крестьян (которые априори его понять не могли), далеко не все просвещенное
дворянство было согласно с ним. Считается, что солидарными с ним были лишь его
лицейские друзья (Пущин, Кюхельбейкер и т.д). Остальные же считали Пушкина Дон
Жуаном и толстым троллем. В число остальных входил и немалоизвестный Александр I. Почему я начал критиковать Пушкина? И почему именно его? Как я уже писал ранее, Пушкин, по мнению человека с пафосным
именем Аполлон Григорьев, - "наше все”. Его личность общеизвестна, поэтому я и
выбрал ее в качестве иллюстрации к последующим мыслям. Я пытался донести до читателя довольно простую идею: именно
последующие поколения, если так можно выразится, делают автору PR. Такое происходит не
только с литературой, но и с кино, с живописью. Разве предполагали люди в 90ые, что "Молчание ягнят” и "Форест Гамп” станут шедеврами, которые смотрели все? Нет! Эти люди
шли в кинотеатры, чтобы просто посмотреть классное кино, но не более. В связи с вышеизложенными истинами встает вопрос: неужели
такое будет с современной литературой? Неужели через каких-нибудь 50 лет некий
историк с мировым именем, Василий Булкин, назовет произведения Дарьи Донцовой
или Минаева классикой начала 21го столетия? А по их мотивам снимут кино? Ведь
так уже было с Джеймсом Бондом – простым криминальным чтивом для изучения в
сортире. (Не путать с фильмом Тарантино.) Пугает, не правда ли? Идет к вам ваш внук или
правнук, и, значит, спрашивает: "Деда/Баба а вот ти кароч читал(а) такую клутую
книга данцовай да в учибнике тип сказано класика вася булкин скозал”. И что
ответить? Сказать, что это унылая фигня? Ведь потом тот самый гипотетический
Булкин найдет в данной литературе скрытый смысл, отражающий всю политическую
ситуацию в России и СНГ, который понимала лишь ограниченная категория людей,
тогда считавшихся тупыми? Разрыв шаблона, не? А дальше начнется переписывание биографий писателей в угоду
текущим властям страны. Так было и с Пушкиным, и с другими авторами: все их
действия были интерпретированы советской властью, дабы они несли положительную
идейную окраску. Такие вот дела. Возможно, конечно, мы действительно не понимаем некоторых гениев современности. Как когда-то было с Пушкиным. Но... Я верю, я не хочу верить в то, что современная быдлокультура на самом деле великолепна! Я не могу в это поверить! Честно говоря, я и не знаю, зачем я пишу эти строки. Блог, конечно, написан при активном содействии капитана, но я не мог держать это в себе. В конце концов, мне же потом и объяснять потомкам, почему не стоит считать за классику литературу 21 века. Я сказал.
Этот проект апублекован в рамках журнализдской групи "Art of Poniez". Пони - тоже люди. |
|