Каталог




Главная » Блоги » Личные блоги » Философия: «О том, как правильно слушать музыку»


Философия: «О том, как правильно слушать музыку»




Aspard



Статус: Offline


Добавлено: 22 июля 2012
Просмотров: 2518 | Комментарии: 22

Понравилось: 0 пользователям



Остальное - далее...

$CUT$

Вдохновение всегда приходит нежданным. Так случилось и в этот раз. И да, я считаю, что для того, чтобы написать вменяемый душевный блог со смыслом, да ещё и слова сложить в правильном порядке, тоже необходимо вдохновение. Я считаю серию своих «философских заметок» вообще творчеством. Можно ведь сказать про Конта, Ницше и Спинозу, что они занимались творчеством, когда писали свои огромные труды? Впрочем, в моём понимании, все трое нечитабельны. По крайней мере в переводе...

Возвращался я спокойно из магазина с кормом для любимого котика, как ухо в очередной раз резанула непонятная строчка из одной из новых (уже относительно) песен Кипелова - «Власть Огня». Понимаю, что не все слушают не только Кипелова, но и металл вообще, но примеры приводить мне будет всё же необходимо, так что готовьтесь. Итак, строчка, которая мне всегда была непонятна в песне:

«Сгорает твой животный страх,

Шипя и корчась на углях»

 

Не понятна чисто из-за вокала, а не по смысловой нагрузке. Да и сейчас ещё не начался сам блог, а лишь прелюдия к нему. В своём стремлении непременно докопаться до истины, что же именно там поётся, плюс ещё в одном месте несколькими строками повыше, я набрёл на сайт группы «Кипелов». Не то случайно, не то специально... Не уверен. Но что я сделал совершенно случайно - так это наткнулся на несколько интересных тем на форуме, на который, кстати, попал специально. Вот такое стечение обстоятельств.

Так о чём же эта запись? О том, что на уроках литературы и музыки вас заставляли искать скрытый смысл в тексте не ради удовольствия учителей, а потому что это реально. И слушать музыку, и называть её любимой, не понимая того, о чём в ней поют (или хотя бы не имея собственной точки зрения глубинного смысла данного текста, поверхностный то и так всем ясен... ), тоже самое, как рассуждать о предмете, о котором слышишь впервые в жизни. В общем - крайне глупо.

* * *

Не удивительно, что речь пойдёт о группах «Ария» и «Кипелов», в других я и сам не особо силён. Ну и помимо прочего я нашёл на сайте группы некоторые интересные мысли, которые мне не принадлежат, но также хотелось бы их озвучить.

Для меня знакомство с творчеством Валерия Александровича и, если уж быть честным, Маргариты Пушкиной, которая является автором чуть ли не половины песен обеих групп, началось с песни «Я свободен», которую закачал мне отец, привезя на мой тринадцатый день рождения в деревню мне в качестве подарка мой первый плеер. Уже не скажу точно, что тогда у меня случилось, но как сейчас помню прогулки под луной чуть позади от шумной компании с изучением звёздного неба. О чём я думал, к сожалению, совершенно точно не спомню. «Я свободен» стало не только гимном изучения и погружения в творчество «Арии», но и на какое-то время вообще моим собственным жизненным гимном. Тринадцать лет же ж - хочется свободы от родителей, от школы, от системы, от всяких там лживостей и грязностей этого мира. Да и вообще сама по себе песня хорошая и чувственная, чего уж тут говорить. Кажется, она никого не оставила равнодушным - даже тех, кто в принципе не любит ни Кипелова, ни металл.

Следующим шагом я позвонил в Москву и настоятельно потребовал записать на ноутбук все песни, какие у Кипелова есть, и привезти их мне в следующие выходные, чтобы я мог их гордо скинуть себе на плеер. Не могу сказать, что меня тогда всё впечатлило, что нравится сейчас, но энное количество песен я всё-таки для себя выбрал, и уже не только «Я свободен» стало крутиться на повторе в моём первом и единственном плей-листе, такой ерундой я сейчас уже не занимаюсь. В основном это были песни вроде «Штиля», «Осколка льда» и так далее - такой добрый и умный грузняк, если можно так выразиться. Да и девчонкам «Осколок льда» очень нравился. Но говорить об этих песнях нету ни желания, ни, что самое главное, смысла - писать незавуалированные стихи о глубоких душевных переживаниях и любви может чуть ли не каждый. Я хочу поговорить немного о другом.

Например, как я узнал со временем, спросив у некоторых людей их мнение, не все понимают смысла песни «Воля и разум», хотя, казалось бы, это же совершенно очевидно! С самых первых строк мало-мальски подкованный в истории человек поймёт, о чем именно поётся.

«В глубокой шахте который год

Таится чудище-змей

Стальные нервы, стальная плоть,

Стальная хватка когтей»

 

Если учесть время, в которое была выпущена эта песня (1986 г.), то становится совершенно очевидно, что речь идёт о «Холодной войне», а конкретно - о ядерных боеголовках. И если стальной дракон, томящийся глубоко в недрах земли, ещё не вызывает у вас полной уверенности в этом, то следующие строки совершенно точно должны это сделать:

«Направив в небо радар»

«Одна ошибка, случайный взлёт, и неизбежен удар»

«Все, во что ты навеки влюблен, уничтожит разом, тысячеглавый убийца-дракон»

«Он сильнее всяких войн»

Но я хочу не просто донести смысл песен Валерия Кипелова и объяснить, как вычленять из фраз смысл. Я хочу показать, что музыка - это не просто творчество исполнителей, это ещё и очень глубокий и тяжёлый, а иногда и опасный труд по донесению для своих слушателей разнообразных глубоких идей, предложений задуматься, способов изменить, вселения надежды и убеждений, расширения кругозора...

Так, например, выпустить в 1986 году песню про «Холодную войну», о том, что надо разоружаться, уничтожать ядерные бомбы, вообще прекращать воевать, причём с явным ответом не только Западу, но и самому Советскому Союзу, было делом довольно рискованным - если не посадить авторов, то разогнать группу могли совершенно спокойно. Но «Ария» всё же осмелилась на этот шаг. Среди прочих комментариев на сайте группы «Кипелов» я нашёл небольшое лирическое отступление, которое гласит:

«Да и можно ли было прикрыть группу с таким прекрасным и ярким анти-военным гимном?»

Конечно, не обходилось и без «умаслений» в сторону государства. Так, например, в Советском Союзе не пропускали в тиражирование альбомы, если в них не было хотя бы одной песни с  про-Советским подтекстом. Уже в следующем году после отсоединения Маврина от коллектива «Арии», группа выпускает следующий альбом «Герой Асфальта», на котором появляется ныне известные трек «Мёртвая Зона». Если всмотреться в текст песни не со стороны эмоций, а «Холодной войны», то смысл встаёт не то, чтобы с ног на голову, но разительно меняется. В принципе, не ранее, чем полгода назад я сам пришёл к подобному выводу, без помощи комментариев Маргариты Пушкиной, но в моём представлении это было не сравнение «Америка» - «СССР», а банально «Запад» - «Восток», ведь никто не будет спорить со мной о том, что менталитет людей, живущих в страха как Ближнего, так и Дальнего Востока гораздо сильнее склоняет местных жителей к духовным аспектам существования, чем к меркантилизму и капитализму. И я всегда считал и продолжаю считать Россию восточной страной. И все наши беды исключительно из стремления стать страной западной.

Кстати, говоря о политике (хе-хе, а я ведь о ней ничего не говорил, так? Но кто перечитает последнее предложение, может добавить «и»), никто не может от неё абстрагироваться. Точнее, никто НЕ ДОЛЖЕН. Политика в любом случае в той или иной степени влияет на каждого из нас. Влияет она в том числе и на творчество. В том числе и Валерия Кипелова. Среди совершенно очевидных песен - «Игры не для нас», «Тебе дадут знак». Среди менее очевидных - «Что вы сделали с вашей мечтой» и «Матричный бог». Например, я заметил вот такой пост в обсуждении «Что вы сделали с вашей мечтой»:

««Оказалось, маньяк заменял вам отца» - Совершенно очевидно, что это про Сталина!»

 

Не знаю, что там насчёт Сталина конкретно, но что эта песня анти-коммунистическая очевидно. В ней поётся и про запрет религии:

«Бедный Христос свой сорвал бы венец,

Угадай он, что будет потом...»

 

И про коммунизм, который изначально собирался построить равенство и справедливость, а вышло сами знаете что:

«Что же случилось с мечтой

Сделать для всех рай земной?»

 

Собственно, для меня эта идея тоже не стала новшеством, хотя опять же с точки зрения «анти-коммунизма» я её не рассматривал, для меня сейчас это относится ко всем власть-имущим. Да это вообще актуально, вменяемых правителей крайне мало было, есть и будет во всём мире. Я, например, за последние сто лет могу назвать только Ленина.

Текст песни «Матричный бог» по мнению обитателей сайта группы «Кипелов» напрямую связан с иллюзорностью свободы выбора. Не только в России, нет. Везде. Периодически у меня складывается ощущение, что действительно существует современная «Масонская ложа», в которую входит, скажем, наш президент. Хотя для меня «Матричный бог» - это скорее песня о слабых душой и интеллектом людях, которые идут за толпой. Впрочем, я могу и ошибаться, но это исключительно моё мнение. С третьей стороны, достаточно забавно примерять эту песню на управляемых нами игровых персонажей - попробуйте себе представить, что бы вы почувствовали, если бы услышали эту песню, оказавшись на его месте.

Впрочем, не все находят политический уклон в песнях Кипелова приемлимым:

«По-моему (сугубо мое ИМХО) Ария, Кипелов, да и металлисты вообще должны оставаться выше этой политики. Они существа возвышенные и немного нездешние. И песни у них о сатане, антихристе, ну каком-то переживающем человеке, наконец. Это песни не о действии, а о чувствах. Ну не вяжется с их лирикой политика, ну хоть убейте, не вяжется.»

 

С чем я, в принципе, согласен. Но у меня есть одна оговорка - о политике тоже можно петь, как о чувствах. Об отношении к ней или о её гниении изнутри. В метафоричном оформлении, конечно же. С другой стороны, комментировать в своём творчестве какие-то определённые события и действия действительно не только опасно, но и, по-моему, как-то реально низко. Не для того музыка.

Вот, кстати, мнение одного из пользователей на текст песни «На распутье»:

« Сейчас в России проводятся реформы, затрагивающие все сферы человеческой жизнедеятельности, и проводятся они не первый год, живем как на вулкане, а перемены-то эпохальные в своем роде, чего стоит одна реорганизация госаппарата. Пушкина сгустила краски, по ее мнению, страна мчится к бездне и тут же отчаяние сменяется радостью, вернее - надеждой, что умирает последней. Кто не рискует тот не пьет шампанского. Во втором куплете краски тоже темны, Россия названа полигоном тупиковых идей, тема эта не развита, автор (-ы) не уточняют, какие именно идеи надо считать тупиковыми, но, как настоящие идеалисты верят, что "мы выстоим здесь и сейчас". И страна выстоит. Чем не политическая песенка? Прав был человек, который сказал о завуалированности. Но на то, что речь идет именно о России в песне указывает только одна строчка - шестая часть суши.»


Не знаю, смог ли я передать смысл, который хотел вложить в этот блог... По-моему, ни фига я не смог. Возможно он заключался и вовсе в том, что надо слушать металл. Хотя нет... Не в этом, даже и не надейтесь. Кому смог, тот понял, для других и не старался. И в завершении воздам небольшую хвалу любимым мной группам:

«Вообще это хорошо, что Ария и Кипелов поют не об абстрактных эльфах или духах(хотя новая Ария этим грешит), а о настоящей жизни, настоящих чувствах, настоящих проблемах, поэтически и музыкально отражая действительность. В этом и есть суть истинных творцов и поэтов.»


И, наконец. Думайте головой, дорогие друзья, ибо больше некому, а вам больше нечем. Думайте везде и всегда - это полезно. Кроме тех моментов, когда думать не надо.

PS. Если понравилось, могу разобрать ещё некоторые песни. Правда, уже не о социологии, войнах и политике.


Всего комментариев: 22

Информация
Для того, чтобы оставлять комментарии к данной публикации необходимо зарегистрироваться .
Набор в команду сайта
Наши конкурсы











Ответ на жалобу смотрите в разделе жалоб