Компания с интересной судьбой, славным прошлым, незавидным настоящим и
неопределённым будущим… я не стану вдаваться в историю создания
собственно фирмы трёмя друзьями-медиками из Канады, вы это при желании
можете в Википедии и без меня почитать. Я же пробегусь по их послужному
списку, крайне субъективно рассмотрев их заслуги$CUT$.
На мой взгляд,
они сделали всего одну великую игру — Baldur's Gate, сумев как никто
адаптировать настолку D&D под видеоигры. Нам дали интересное
приключение (и ни разу не эпичное — что по масштабам, что по уровню
героя) в крайне интересном мире, классно отображённом в игре, с кучей
персонажей, локаций; с качественно и с любовью перенесённой ролевой
системой, благодаря которой игра имеет потрясающую систему магии и
крайне различающиеся классы. Если вы хотите знать моё мнение, я его
высказал уже давно в своей ретро-рецензии. Baldur's Gate — идеальная
RPG, эталон, которым можно мерять практически любые игры этого жанра.
Впрочем,
она не была первой. Вообще, о первой игре BioWare знает преступно мало
людей и ещё меньше играли в неё. Симулятор меха под названием Shattered
Steel (1996 год) — вот их первенец! Блиставший красивой по тем временам графикой с
изменяемым ландшафтом (чего серия MechWarrior, клоном которой и является
SS, до сих пор не достигла, оцените талант разработчиков!), 7 разных
мехов (называемых Planet Runner'ами) и даже редактор миссий! Локальные
повреждения противников, разнообразный арсенал, серьёзные отличия между
энергетическими и кинетическими пушками… игра была определённо стоящей.
Также
в те славные времена были выпущены ещё две замечательные игры; и если
Baldur's Gate 2 помнят и любят, то MDK2 — увы, не так. Обе игры не стали
чем-то новым, сверхвыдающимся, они — лишь закономерное развитие своих
предтеч, но от того не менее хороши. MDK2 брала интересной шутерной
механикой и потрясающим юмором, ну а BG2 стала логичным продолжением
первой части, лучшей по всем параметрам, так что её можно смело считать
запасным эталоном — в который, по сути, добавили лишь романы.
Шли
годы, и компания постепенно скатывалась в коммерцию. Но до этого она
успела сделать ещё одну RPG — Neverwinter Nights, ставшую достаточно
смелым шагом — канадцы плюнули на кампанию, сделав её абы как; ведь у
них был мощнейший козырь в рукаве — один из лучших редакторов,
когда-либо созданных. И понеслось: пользовательские аддоны быстро
переросли стандартную кампанию, игру без т.н. модулей просто представить
невозможно, а вещи вроде Tortured Hearts или Dance With A Rogues
стали по-настоящему культовыми, превосходя любые созданные
профессионалами RPG, включая этих ваших ведьмаков. Тут же можно сказать
пару слов и про их собственный движок — Aurora Engine, исключительно
технологичный по тем временам.
Омрачали успехи NWN лишь
официальные аддоны и платные премиумные модули, кроме того, уже тогда
наметилась тенденция BioWare к самоцитированию (напрмер, говорящий меч в
HotU, который мы уже видели в BG2, не говоря уж о первоисточнике —
«Цвет волшебства» Пратчетта).
И тут выходит донельзя попсовая
Knights of the Old Republic, ориентированная на коммерцию хотя бы
вселенной Звёздных Войн… и внезапно становится не просто хитом (что было
закономерно), но и просто отличной игрой — сочетая в меру наивный и
по-старворсовски эпичный сюжет с непременным
люк-я-чёрт-тебя-дери-несносный-мальчишка-твой-отец! и
кастрированную систему D&D, известную также как D20 (по ней, чтобы
не нарушать авторские права, канадцы даже настолку выпустили, что
заслуживает… если и не уважения, то как минимум почтительного
фейспалма). Как и в NWN, бои удались на славу — классное фехтование и
отличные спецэффекты (жаль, этого не поняли Obsidian со своим NWN2). Уже
тогда была полная озвучка всего, кроме фраз ГГ, приятная в целом
графика и превосходная музыка, озвучка и просто звуки бластеров и мечей.
Даже в целом выглядя несколько простовато на PC, она оставалась
отличной вещью, на Xbox (первом!) она же выглядела просто божественно на
фоне всякого шлака.
К сожалению, на этом дни боевой славы
закончились и настали тёмные времена, уж простите за излишний пафос.
Первым явным провалом стала Jade Empire, выпущенная эксклюзивно для Xbox
(какая ирония!). Если KotOR представлял собой урезанную NWN в сеттинге
Звёздных войн, то JE — это урезанный KotOR в собственном «восточном»
сеттинге. Да, моё негативное отношение к игре частично определяется
лютой ненавистью к японщине и просто нелюбовью к востоку в целом — но уж
поверьте, игра и без того не прелесть. Полностью повторённый сюжет из
KotOR, до невозможности упрощённая боёвка в богомерзком стиле
камень-ножницы-бумага, разве что графика приятная, как всегда.
Трёмя
годами позднее, в 2008-м BioWare стартовали на поприще портативных
консолей с псевдо-RPG Sonic Chronicles: The Dark Brotherhood для
Nintendo DS. Одноклеточный сюжет, унылая боевая система и отличная
графика — таково было новое кредо BioWare.
Но кому она интересна?
Ведь годом ранее BioWare стартовали на X360 со своей новой вселенной,
воплощённой в игре Mass Effect. Впрочем, слова «своя» и «новая» очень и
очень условны: она была создана достаточно посредственным писателем Дрю
Карпышиным, просто набравшим себе удачных и не очень штампов из самых
разных источников — от книг Гарри Гаррисона и Хайнлайна и до сериалов
Вавилон-5, «Звёздный крейсер Галактика», да и про «Звёздные врата» не
забудем… кроме того, разработчики не просто сыграли в новенькую Gears of
War, они лицензировали Unreal Engine 3 и попробовали скопировать
систему укрытий, достаточно неудачно. Графика тоже оказалась не на
высоте, кажется, впервые в истории студии. В итоге получился наивный и
глупый сюжет в духе дешёвого B-movie, со стрельбой по малоподвижным
хитмаркам вместо боёв, диалогами, в которых от нас редко что зависело по
сути (но был «моральный» выбор) и неплохой постановкой всего этого
безобразия. Дешёвая и безыдейная космоопера, которую, впрочем, не грех
посмотреть один раз, к тому же игра через год была портирована на PC.
Перед
второй частью были выпущены две игры, и первая из них — дешёвая поделка
для айфонов, Mass Effect Galaxy, повествующая о… эй, вы ещё не заснули?
Кому интересны похождения нигера Джейкоба Тейлора на айфонах? Нет,
правда!
Тем более что в том же 2009-м вышла столь любимая
многими, великая и ужасная Dragon Age: Origins. Великая в своём
бесстыдном копировании чужих идей и ужасная в их реализации. Самопальный
движок, выдающий на редкость неуклюжую картинку с пластмассовыми
персонажами, диалоговая система, в которой разные реплики ни на что не
влияют (ответы NPC одинаковы, баффы одинаковы — но ведь слова ГГ разные,
это такой отыгрыш!) просто выбешивают ценителей нормального отыгрыша, а
не его иллюзии и просто непостижимо шаблонный сюжет про спасение мира
от Древнего зла™… Чего ещё?! А, убогая система магии с маной и даже без
числовых параметров, бесполезное без навыка убеждения обаяние,
достаточно уродливое фехтование в бою и хэппи-энд в трёх случаях из
чётырёх — идеальная попсовая псевдо-RPG.
А ведь когда-то логотип
BioWare был для меня гарантом качества. Увидев его, можно было покупать
игру не думая… после Jade Empire, Mass Effect и Dragon Age она
испарилась бесследно. Компания, прославившаяся своими RPG стала обычными
жаждущими денег ремесленниками, клепающими попсу. И Mass Effect 2 лишь
подтвердил это — в игру добавили всего пару интересных фич,
подсмотренных у других разработчиков (например, QTE, от которых к тому
времени все порядочные разработчики начали избавляться), всё остальное
подверглось обрезанию — канадцы аккуратно и старательно вырезали из игры
всё, что сочли ненужным. Доработанная боёвка так и осталась унылой, ни в
какое сравнение не идущей с GeoW, диалоги остались ни на что не
влияющими, сюжет остался глупым, пафосным и ненужным (хотя, пожалуй, он
стал ещё хуже в силу необходимости связать две части), а вот уровень
постановки возрос — теперь у нас было дорогое B-movie!… Продолжение следует…