В кинематографе, похоже, сложилась новая традиция – если в серию приходит режиссер, непричастный к пилотному фильму – жди беды. Насколько хороша была трилогия Пиратов Карибского Моря, и насколько невыразителен был четвертый фильм, необходимость существования которого до сих пор не в силах объяснить ни один кинокритик? Та же история и с «Людьми Икс». Брайан Сингер заложил основу серии (явно не догадываясь о е последующих масштабах) очень добротным «Люди Икс», после которого сделал резкий прыжок вверх по шкале качества своим фантастическим «Люди Икс 2». Все шло к выпуску третьей части и званию почетного мэтра экранизации комиксов, но, увы, Брайан уступил режиссерское кресло Бретту Ретнеру, отправившись рассказать миру очередную историю о пришельце в сине-красном.
А потом с серией творились очень странные вещи. Кочуя от режиссера к режиссеру, «Люди Икс» обзавелись одним триквелом, парой приквелов и непрямым продолжением, успели накопить внушительный багаж героев, внутренних противоречий и пересекающихся сюжетных линий. Вот в таком состоянии Брайан и нашел серию по своему возвращению. Более слабый духом режиссер спасовал бы перед такой задачей, но кому нужно было разгребать получившийся завал, как не тому, кто положил первые камни, заложил фундамент серии. Судьба явно благоволила Брайану, поскольку в оригинальном комиксе нашлось то, что уже многие годы используют авторы небезызвестного «Доктора Кто» для расплетения собственных сюжетных узлов. Путешествия во времени.
Собственно, об этом и фильм. Сценарист будто бы ненавязчиво цитирует «Терминатора», с местным Джекманом вместо Шварцнеггера. И знаете, это у него отлично вышло. В кои-то веки сюжет не скатывается в откровенную банальность, и даже иногда выглядит как представитель породистой научной фантастики с поправкой на местный колорит. Тут нашлось место и временным парадоксам, и размышлениям о природе времени, остроумным шуткам, шикарным образам и драме – временами даже цепляющей. Сразу видно – фильмом заправлял человек, понимающий, насколько тяжело зрителю сопереживать бессмертному верзиле с лезвиями между костяшками, и в связи с этим сместивший акценты на персонажей попроще. И наконец-то у руля режиссер, который вспомнил, что рейтинг PG-13 – это не повод стыдливо отводить камеру каждый раз, когда когти Росомахи пронзают очередное тело. В новом фильме нашлось место и откровенной расчлененке – кто сказал, что запрет на показ литров крови не дает вам право оторвать кому-нибудь голову, разорвать пополам, сжечь заживо? Кристофер Нолан однажды показал, что жестокость – это не только красные потоки и мучительные вопли. Сингер дает тот же урок.
И, учитывая то, что в прошлых сериях были показаны чуть ли не все мутанты, которых только смогли придумать авторы оригинальных комиксов, каждый персонаж в фильме, даже имея камео в две минуты экранного времени, умудряется влезть в вашу память и по-хозяйски расположиться там надолго. Впрочем, при актерском составе это неудивительно. Джеймс Макэвой, Майкл Фассбендер, Хью Джекман – это не говоря уже о прочих. Пожалуй, «Дни минувшего будущего» являются наглядным доказательством того, что никто не может обойтись с серией так, как это делает режиссер оригинала. «Люди Икс» прошли через множество режиссерских рук, в том числе и именитых, как это было с Мэтью Воном, но только оказавшись в цепких объятиях Брайана Сингера, эпопея о мутантах смогла не то что вернуться к прежней планке качества – она заиграла новыми красками. А это, знаете ли, чертовски классный результат.
|