Несмотря на многолетнюю историю кино, толковые пародии на Голливуд никогда не штурмовали залы кинотеатров. Скорее наоборот – штурмовали их киноманы самых разных мастей, которые сбегались посмотреть на такое чудо. То ли все дело в излишней религиозности режиссеров, боящихся разозлить Богов Кино, то ли жадным продюсерам не хочется выделять деньги на такие проекты, но факт есть факт – у нас есть только «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» и «Тропический Гром» (в русском прокате так же известный как «Солдаты неудачи»).
И первый и второй заслужили в среде киноманов звание неоспоримой классики, необходимой к просмотру всем, чей киноопыт не ограничивается летними блокбастерами и комедиями от ТНТ. И если первый в представлении не нуждается («Бен Аффлек! Классно сыграл в Перл Харбор!»), то о втором стоит сказать несколько благодарных, пусть и запоздавших на пять лет слов.
В своем роде «Солдаты Неудачи» - это признание в любви к «Фабрике Грез», лишь немного прерывающееся на то, чтобы в очередной раз бросить в ее адрес меткую колкость. «Фабрика» бы и рада защититься, да вот незадача: все колкости попадают в самую точку, а безжалостно ухмыляющийся Стиллер с притворным сожалением заявляет, что толерантность сегодня не завезли, и потому он может бить в святую святых Голливуда – фильмах о войне и умственно отсталых. Несомненно, такой подлости никто не ожидал, а без продуманной тактики защищаться сложно – шутки смешные и не глупые, публика и критики одобряют и требуют добавки.
Начинает Бен с первых же секунд фильма. Четыре фальшивых трейлера, предваряющих начало, наносят четыре болезненных удара: по рекламе, по страсти Голливуда к сиквелам, по сортирным комедиям (в частности, по «Чокнутому Профессору») и по «фестивальному кино», поднимающему «нелегкие темы» типа гомосексуализма в средневековье (или рабства, привет лучшему фильму 2013 года по мнению Киноакадемии). Сделано явно со знанием дела – некоторые зрители до сих пор уверены в существовании «Переулка Сатаны», а уж почему в кинотеатрах мира еще не появились «Трахотоник» и «Яйцебум» - и вовсе загадка. Не успевает Фабрика оправиться от одного удара, как тут же получает другой – хорошо поставленную и невероятно ПАФОСНУЮ пародию на все-все военно-патриотические фильмы США. А потом будут режиссеры-мямли, жадные продюсеры-евреи, секреты аля «Как получить Оскар за роль умственно-отсталого или почему нельзя играть конченных дибилов» и, конечно же, актеры. Тема актеров здесь – краеугольный камень всего фильма. Тут есть запутавшиеся в образах, есть актеры одной роли, есть те, кого уже никто не воспринимает всерьез, есть молодые актеры, пытающиеся найти путь к славе (на тот момент Кевин Сандаски был практически полной копией никому не известного Джея Барушеля), есть рэперы, которые хотят попасть в мир кинематографа… да много кто есть. И все это кажется таким правдоподобным, что многие до сих пор считают Кирка Лазаруса реальным актером и пророчат ему шестой Оскар. У слабого духом режиссера был бы соблазн вывести какую-нибудь занудную мораль, или, упасите боги, уклониться в драму, но Бен помнил, что снимает, и не отступал от заданного курса ни на градус.
Вместе с тем, Стиллер прекрасно осознавал, что жанр пародии ничуть не отрицает качественные спецэффекты, динамику и актерскую игру. И этим фильм выгодно отличается от множества представителей жанра: на экране то и дело возникают хорошо поставленные перестрелки (пусть и холостыми патронами), гремят не менее хорошо поставленные взрывы, а действие не провисает ни на секунду, так что почти два часа фильма пролетают как 10 минут. Оператор показывает чудеса пластики, выбирая самые выгодные ракурсы, а бодрый саундтрек только усиливает общее впечатление. Актеры показывают мастерство лицедейства (номинация Роберта Дауни-Младшего на Оскар – это вам не шутка), и вообще видно, что для них эти съемки в удовольствие. Добавьте ко всему этому лучшую роль Тома Круза за всю его карьеру, и вы получите безотказную формулу классики, коей фильм уже успел стать. А иметь статус второй после «Джея и Боба» классической пародии на Голливуд в истории кино – это вам не «Очень страшное кино». И когда фанаты с абсолютной серьезностью спорят, кто круче – Таг Спидман или Кирк Лазарус, а подростки учат финальный танец Лесса Гроссмана – тогда окончательно понимаешь, что лучше, пожалуй, и снять было нельзя. Браво, Таг… то есть Бен.
|