Знаете, весьма трудно рецензировать что-то, чьим фанатом ты давно являешься. Насколько может быть объективным отзыв на фильм про Гарри Поттера (вернемся в прошлое) от человека, стены чьей комнаты обклеены постерами с изображением главных героев, а на почетной средней полке книжного шкафа стоит полное собрание сочинений самой богатой женщины в мире?
Так вот, в том, что касается Средиземья, я такой же фанат, как и описанный выше абстрактный «Поттероман». Трилогия «Властелин колец» просматривается строго раз в три месяца, раз в год прочитываются книги. Так что стоит ли говорить, что фильм, на который написана эта рецензия- «Хоббит: Нежданное Путешествие», фильм, который я ждал ровно с 2008 года, когда его еще должен был снимать Гильермо Дель Торо, для меня задолго до выхода стал фильмом десятилетия?
Думаю, что нет. Ожидание растянулось надолго – я сам вел колонку новостей о фильме, регулярно выкладывая свежие и не очень тизеры, трейлеры и видео со съемочной площадки. Что же, 20-го числа фильм наконец был отсмотрен, и, пожалуй, настало время наконец поделиться впечатлениями.
И первое впечатление – Питер Джексон снимал кино для фанатов от фанатов. По-другому просто нельзя объяснить то невероятное количество «пасхальных яиц», которое спрятано в фильме. Радагаст Карий, совет Магов, Некромант, потомство Унголианты – все то, о чем в книге упоминалось мимоходом или вовсе не упоминалось, нашло отражение в фильме. После просмотра начинаешь понимать Питера, который растянул предполагаемую дилогию до трилогии. Несмотря на внушительный хронометраж, даже мысль о том, чтобы вырезать что-то из фильма, кажется преступлением.
Однако именно хронометраж стал одной из главных проблем фильма. Как ни крути, выпускать на большие экраны фильм продолжительностью в два с половиной часа (то есть фактические больше стандарта на час) – шаг весьма смелый. Именно это стало одной из главных претензий критиков к новой части средиземной саги. Для фанатов время пролетело быстро, но люди, не знакомые с первоисточником, не поймут довольно долгое и спокойное вступление.
Впрочем, если первые полчаса и кажутся немного затянутыми, то потом темп действия поднимается на нужную высоту – ту самую, при которой зрители сидят, забыв про попкорн и колу. Оператор берет лучшие ракурсы, камера летает по съемочной площадке, делая самые эффектные кадры. Вообще фильм щедр на красивые сцены – драка каменных великанов, полет на орлах, а также шедевральный забег через пещеру гоблинов заставляет челюсть пробить пол кинотеатра и устремиться куда-то в направлении земного ядра. С другой стороны, несмотря на внушительное количество съемочных дней, в «Хоббите» отсутствует некое очарование, налет естественности, свойственный «Властелину Колец». Для трилогии, ввиду недостаточного развития технологий на тот момент, использовались настоящие декорации – именно поэтому оригинальные фильмы до сих пор смотрятся весьма свежо. Однако «Хоббит» не ударился в торжество спецэффектов над сюжетом и актерской игрой, чем страдали многие фильмы – начиная относительно стародавним «Беовульфом» и заканчивая самим «Аватаром». Режиссер выдерживает баланс между всеми составляющими фильма – в этом плане «Хоббит» есть кино почти исключительное, держась на уровне «Начала» и «Царства небесного».
К слову, об актерской игре – тут она на высоте. Особенно хорош Мартин Фримен – ему удалось вжиться в роль Бильбо и выдать самого убедительного хоббита Средиземья. Пожалуй, именно такого Бильбо мы представляли, читая Хоббита – любящего домашний уют и покой, как и всякий истинный Бэггинс, но в глубине души таящего затаенную страсть к приключениям, унаследованную от Туков. «Старая гвардия», пришедшая из «Властелина колец», показывает, что прошедшее десятилетие со дня окончания съемок третьего фильма никак ни сказалось на их актерском мастерстве (а также, очевидно, и на внешности). Иэн Маккелен все тот же Гендальф, мудрый старик, и, в кои-то веки, грозный боец, размахивающий Гламдрингом с той же ловкостью, что и посохом. Кейт Бланшетт, кажется, помолодела со времен «Властелина Колец», а Кристофер Ли, чьего персонажа в «Хоббите» вообще не должно было быть, одним своим появлением заставляет сердца фанатов биться чаще. Элайджа Вуд, несмотря на сыгранных за прошедшее время разнообразных маньяков - все тот же молодой хоббит. И, конечно, нельзя не упомянуть вновь потрясающе сыгравшего Энди Серкиса, чей Голлум в который раз претендует на «Оскар» за лучшего компьютерного персонажа.
Весьма интересно получились гномы. Питеру Джексону удалось сделать каждого из них индивидуальным. Очень убедителен Торин, одержимый идеей вернуть свое королевство. Фили и Кили молоды, дерзки и отважны, Балин мудр. Остальные гномы на их фоне теряются, хотя и выглядят весьма убедительно. В некоторой степени они массовка, хотя называть их так язык и не поворачивается.
И, самое главное – атмосфера, которой был силен «Властелин колец», передалась Хоббиту в полной степени. Пейзажи Новой Зеландии, навеки ставшей «Средиземьем», музыка, все так же пробирающая до самого сердца, знакомые имена и лица. Вопреки опасениям, Хоббит уже стал единым целым с трилогией. И это не может не радовать.
Что мы имеем? Кино с внушительным хронометражом, и не менее внушительным багажом достоинств. Питера Джексона в очередной раз можно поздравить со снятым шедевром. Ну а фанатов, да и простых зрителей тоже – с возвращением в мир Средиземья.
С вами был Довакин, спасибо за внимание.
P.S. Дата выхода следующего фильма – «Хоббит: Пустошь Смауга» - декабрь 2013 года. Ждите новостей!
|