Много ли мы знаем о восстании рабов и гладиаторов под предводительством Спартака, потрясшее Римскую республику в 73 — 71 гг. до н. э.? Отнюдь нет: победители постарались стереть само упоминание имени, что вызывало страх в их сердцах долгие три года. Разрозненные клочки воспоминаний, фрагменты, скупые надписи на барельефах – вот и все, что доступно нам, поэтому столь важен для популяризации истории об отважном гладиаторе роман итальянского писателя Р. Джованьолли, собравшего крупицы сведений и развернувшего перед нами прекрасную и, одновременно с этим, ужасную картину Древнего Рима.
Поэтому и не удивительно, что все кинофильмы на эту тему рассматриваются как экранизации того самого «Спартака», увидевшего свет еще во времена Гарибальди. Много их было, да, но вышедший в свет совсем недавно, в 2010 году, «Спартак: кровь и песок» занял особое место среди своих «собратьев».
В начале киноистории перед нами предстает древняя Фракия, родина главного героя, атакованная племенами диких гетов (фанаты космосаги о капитане Шепарде, выдохните, это не «Легионы»). Легионы там будут, только римские, как и положено. Рим – государство – хищник, государство – паразит, как всегда в своей кровавой истории, разделяет и властвует, используя фракийцев в своих целях, как пушечное мясо против фаланг блистательного Митридата Евпатора.
Преданный союзниками, преданный друзьями, преданный даже своей страной, герой сериала оказывается на арене Капуи, обреченный своей смертью развлечь пресыщенную публику, но Боги распорядились по-другому: наш герой с доблестью побеждает, становясь одним из главных бойцов римской арены, чемпионом Капуи. Теперь им движет только одна цель — на своих боях заработать столько денег, чтобы хватило для выкупа себя и жены из рабства, а для этого придется пролить много-много крови…
Перед нами, конечно же, не исторический фильм в полном понимании этого термина. В сериале мы встретим реально существовавших Лентулла Батиата, Клодия Глабра, Крикса, Эномая (ставшего непонятно почему чернокожим, видимо, из – за пресловутой, ставшей в США уже болезнью, политкорректности. ) и многих других, запомнившихся по роману Джованьолли, события плавно текут к знакомой нам развязке – восстанию, но главное тут, поверьте, не это!
Атмосфера Рима, погрязшего в разврате, лжи, лицемерии, жестокости столь реальна, столь похожа на нашу современную жизнь. Именно этот реализм, порой даже несколько пугающий, и привлекает в сериале.
Поражающие великолепием фехтовальных приемов и совершенно великолепным «мясом» сцены боев на арене,
Мнение историка – профи: режиссер и его команда прекрасно справились с весьма непростой задачей – показали гладиаторов со всей возможной реалистичностью и даже не сели в лужу с их разновидностями. В фильме представлены не только ставшие обыденными мурмиллоны и ретиарии, но и гопломахи, димахеры и, что совсем замечательно, крупелларий.
постельные сцены, откровенные настолько, что граничат с порнографией, самая грубая площадная брань… Древняя Капуя получилась настолько живой, что в нее веришь. Это не декорация, но живой город, город порока, насилия, страстей…
Отдельно следует сказать несколько слов об игре актеров. Звезд здесь нет… почти нет, поскольку блистательную новозеландку Люси Лоулесс ( Лукреция, жена Лентулла Батиата), сыгравшую запоминающуюся роль в «Зене», смело можно причислить к их сонму. Ее присутствие словно бы погружает нас в далекие 90-е с их романтичными геройскими сериалами ( «Зена – королева воинов», «Удивительные странствия Геракла» и др.). Однако и остальные актеры смотрятся очень достойно, не портя общего благоприятного впечатления. Спартак (Энди Уитфилд) – это живой человек, наполненный страстями, проницательный и решительный. Это не бездушная машина убийств, как некоторые герои «крутых» фильмов. Хорош и Крикс в исполнении Ману Беннета. Поначалу он предстает нам фанатиком, живущим лишь ради славы на арене, но любовь делает его совсем другим, открывает глаза на многие вещи, творящиеся в лудусе Батиата, и он присоединяется к восстанию. Однозначно слабых актеров и неинтересных персонажей здесь нет: скользкий, словно змей, сириец Ашшур, типичная «гламурная киса» Илития, Батиат, способный ради выгоды убить отца – все они соседствуют с благородным Эномаем, Варроном – свободнорожденным, продавшимся в гладиаторы ради своей семьи, и другими рабами и гладиаторами, соратниками Спартака, его единомышленниками в самом святом, что возможно на Земле – свободе.
Можно долго и страстно говорить о том, насколько хорош данный сериал. Каждый найдет в нем что – то для себя: одни будут довольны весьма нечастой в наше время исторической (или, скорее, около-исторической) картиной, другой оценит игру актеров, третьего увлекут батальные сцены – тут есть почти все и на любой вкус! Но лучше раз посмотреть, не правда ли, ведь Арена уже ждет тебя, Зритель…